|
Иосиф Давидович
Амусин
Doctor of Sciences (equiv. Habilitation) - History (29.11.1910 — 12.06.1984)
|
Иосиф Давидович Амусин родился 29 ноября 1910 г. в Витебске в многодетной семье сортировщика мехов. Еще в раннем возрасте отец отдал старшего сына Иосифа учиться в хедер, к опытному педагогу Звереву, который не только научил его ивриту, но и привил интерес и любовь к еврейской литературе. Речь на иврите, которую 13-летний Иосиф произнес на бар-мицву, произвела большое впечатление как своей формой, так и глубоким содержанием. Русским же языком в юности И.Д. владел несвободно, классическую русскую литературу начал читать в переводах на иврит.
В 1925/26 г. в 15-летнем возрасте И.Д.Амусин один, без родителей, переехал в Ленинград, где работал чернорабочим и учился в экономическом техникуме. Одновременно с учебой и работой он посещал еврейскую библиотеку на Стремянной улице. Здесь он познакомился с некоторыми еврейскими деятелями. По-видимому, с этими знакомствами и связан последовавший в 1927 г. арест. Точные сведения о причинах этого ареста отсутствуют. В том же году он был выслан из Ленинграда, и в течение пяти последующих лет находился в тюрьмах и ссыльных лагерях Западной Сибири. Эти годы – с 17 до 22 лет – явились очень важными в становлении И.Д. Амусина. Он сам называл их “Мои университеты”. В тюрьме и в ссылке он столкнулся и близко сошелся с большой группой русской интеллигенции, в том числе с Д.С.Лихачевым, и через них приобщился к русской культуре.
В 1932 г. И.Д.Амусин получил разрешение поселиться в Казани, но прожил там недолго. После неудачной попытки обосноваться в Ленинграде у родителей, которые к тому времени переехали туда, он поехал в Москву, где обратился в Красный Крест за содействием. Добившись поддержки этой организации, И.Д. смог устроиться работать счетоводом на Весово-кассовый завод, а в 1935 г. поступил на исторический факультет ЛГУ. При поступлении он скрыл свое прошлое, и это его мучило. Он пошел на прием к ректору ЛГУ Лазуркину и рассказал свою эпопею. Тот ответил, что вынужден отчислить бывшего ссыльного, но посоветовал сдать первую сессию и уволиться по собственному желанию. “Времена меняются, – добавил он, – в любом случае, Вы - бывший студент”. И.Д. послушался доброго совета. Действительно, после известной фразы Сталина – “сын за отца не в ответе”, И.Д. вскоре восстановился в университете.
И.Д.Амусина равно привлекали две области: античность и русская культура. В кружке античной истории под руководством проф. И.И.Толстого он сделал свой первый доклад – “Пушкин и Тацит”, начал работать над темой “Гоголь и античность”, но учеба резко оборвалась. 15 января 1938 г. он был вновь арестован по ложному доносу провокатора, “за участие в групповой террористической Организации”. Вся “группа” была осуждена на 8 лет лагерей и отправлена на лесоповал в Уссольлаг, в Нарымский край. Условия заключения и труда были крайне тяжелыми.
Через год после ареста, вследствие перестановок в политической верхушке страны, вся группа была освобождена и реабилитирована за отсутствием состава преступления.
Университет принял вернувшихся хорошо, их восстановили на прежнем месте учебы. И.Д. быстро сдал экзамены за два курса и к 1940 г. был уже на 4-м курсе. Осенью 1940 г. он сделал научный доклад “Пушкин и Тацит”. Его текст был принят в Пушкинский сборник, но авторство “ссыльного” не понравилось руководству, поэтому доклад был опубликован только после войны.
И.Д.Амусин пошел на фронт добровольцем, но по состоянию здоровья стал санинструктором и даже окончил 2 курса мединститута. Часть, где служил И.Д., принимала участие в боях под Гатчиной. Затем он попал обратно в Ленинград и прослужил всю блокаду фельдшером в Госпитале, находившемся в здании истфака. Позднее он находился на третьем Белорусском фронте и закончил войну в Восточной Пруссии в звании лейтенанта мед. службы.
После демобилизации осенью 1945 г. И.Д.Амусин вернулся в Ленинград и поступил работать в Педагогический институт им. Покровского, где читал курс древней истории. Как фронтовик он поступил в аспирантуру в Институт востоковедения АН СССР /ИВАН/ к академику В.В.Струве. В 1946-49 гг. он работал над диссертацией, которая первоначально называлась “Антисемитизм в Древнем Риме”, но по требованию Москвы была изменена на “Послание императора Клавдия александрийцам”; одновременно он читал курс лекций в университете. Диссертация готова была в 1949 г., но, по общему мнению, защищать ее в разгар антисемитской кампании против “космополитов”, да еще еврею было нельзя. По совету Д.С.Лихачева И.Д.Амусин все же решил защищать диссертацию. Ученый совет присудил ему степень, но именно в это время, очевидно вследствие этой защиты, И.Д. остался без работы.
В 1951 г. его взяли, после долгих поисков, наконец, в Ульяновский педагогический институт, и до 1965 г. он работал в Ульяновске. Несмотря на тяжелые бытовые условия, эти годы были для И.Д.Амусина годами окончательного становления его как ученого и как личности.
Все эти годы он продолжал работать над библейской тематикой, за что подвергался постоянной “критике”.
После тяжелой болезни в 1953-54 гг. И.Д.Амусин находит себе “тихую пристань” – место референта у академика Тюменева в Институте археологии в Ленинграде. После смерти Тюменева в 1959 г. Амусин был принят, по ходатайству В.В.Струве, в отдел Древнего Востока Института востоковедения АН СССР, где и проработал до конца своих дней (12 июня 1984 г.). В ИВ АН И.Д. защитил докторскую диссертацию, написал главные свои работы, свои книги, стал маститым ученым.
Со второй половины 50-х гг. И.Д.Амусин основное внимание уделял рукописям из окрестностей Мертвого моря, находки которых положили начало новому направлению в исследовании истории древнего мира – кумрановедению. По вполне понятным причинам он не мог участвовать в археологических раскопках в Палестине и не работал с оригиналами кумранских находок. Он был лишен непосредственного контакта с большинством своих европейских коллег, хотя со многими из них вел научную переписку. Несмотря на все эти ограничения, И.Д. смог внести значительный вклад в кумранистику. Помимо многочисленных статей, посвященных общим и частным проблемам, его перу принадлежат основополагающие монографии: “Рукописи Мертвого моря”, “Тексты Кумрана”, “Кумранская община”. В его трудах на широком историческом фоне показано место кумранской секты в идеологической жизни Ближнего Востока и общественно-политической борьбе конца I тысячелетия до н.э. И.Д.Амусин глубоко и обстоятельно проанализировал идейное содержание кумранских документов, обращая особое внимание на соотношение и взаимосвязь ессейства и раннего христианства. Поистине ювелирная работа над текстами позволила И.Д.Амусину убедительно расшифровать реальное историческое содержание многочисленных иносказаний в кумранских комментариях на книги библейских пророков. Для людей, просто интересующихся историей и религией, очень важны его “научно-популярные” книги, написанные для широкого круга читателей.
Иосиф Давидовыч Амусин был не только большим ученым, внесшим громадный вклад в науку о древнем мире, он был замечательным человеком. Его доброта, деликатность, чуткость, отзывчивость и щедрость, с которой он делился своими знаниями и идеями с окружающими, неразрывно сочетались с непреклонной принципиальностью и гражданским мужеством.
(По воспоминаниям А.Алмойни)
Publications
( the entire list as a *.pdf file) [1971]
Тексты Кумрана. Выпуск 1. Перевод с древнееврейского и арамейского, введение и комментарий И.Д.Амусина. М.: «Наука» Главная редакция восточной литературы, 1971
|
|
|
Random news: Announcements |
The Third International Academic Conference "The Written Heritage of the Orient” will be held on April 22–24, 2024 at the IOM RAS. |
Read more...
|
|
|
|
|