|
27 июня 2000 года после тяжёлой продолжительной болезни ушла из жизни доктор филологических наук Клавдия Борисовна Старкова. Вся её жизнь представляла собой яркую страницу в истории отечественной семитологии и гебраистики. Она родилась 1 февраля 1915 г. в семье типичных петербургских интеллигентов. Её отец – инженер Борис Владимирович Старков, мать Клавдия Михайловна – врач. Прекрасные традиции семьи сформировали характер Клавдии Борисовны.
В 1933 году Клавдия Борисовна поступает в Ленинградский институт философии, лингвистики и литературы (ЛИФ-ЛИ) на факультет лингвистики по кафедре семитских языков и литератур. Тогда в институте продолжались блестящие традиции отечественной семитологии. Среди преподавателей были выдающиеся гебраисты М.Н.Соколов, А.Я.Борисов, И.Г.Франк-Каменецкий, арабисты академик И.Ю.Крачковский, В.И.Беляев, Н.В.Юшманов, ассириолог А.П.Рифтин, востоковед академик В.В.Струве...
Террор конца тридцатых годов в полной мере коснулся преподавателей и студентов кафедры. Стала активно проявляться тенденция к ликвидации еврейской культуры в стране. Тем более знаменательно, что именно в эти годы К.Б.Старкова начала работу над диссертацией, посвященной творчеству великого еврейского поэта и философа XII в. Йехуды Халеви. Талантливой молодой исследовательнице удалось обнаружить в фондах Государственной Публичной библиотеки имени М.Е.Салтыкова-Щедрина неизвестные до этого стихи великого поэта, философа и врача, родившегося в 1080 г. в мусульманской Испании и ушедшего из жизни в Иерусалиме около 1140 г. Начавшаяся война помешала защите диссертации. Во время блокады Ленинграда ей, ассистентке кафедры семитологии Университета, пришлось пережить страшную голодную зиму 1941-1942 гг., принимая посильное участие в обороне города и продолжая, тем не менее, научную работу. Оказавшись после эвакуации в Средней Азии, Клавдия Борисовна почти год работала в Ташкентском институте востоковедения над описанием арабских рукописей. Там же она защитила кандидатскую диссертацию. После возвращения в Ленинград она возобновляет занятия гебраистикой, избрав темой своей следующей научной работы творчество другого великого еврейского поэта и философа XII в. Соломона Габироля, заслужившего славу «еврейского Платона».
В 1948 г. Институт этнографии АН СССР заказал ей для сборника «Народы мира» два очерка: «Евреи Восточной Европы» и «Евреи Западной Европы». После уничтожения гитлеровцами большей части евреев Европы эти работы, написанные Клавдией Борисовной с присущей ей обстоятельностью и литературным дарованием, были особенно актуальны. Однако в том же году для еврейской культуры в СССР наступают худшие времена. Убит Михоэлс, закрыты все еврейские культурные и общественные организации, арестованы ведущие деятели еврейской культуры. Сборник «Народы мира» вышел без очерков Клавдии Борисовны. Кафедра семитологии, где она работала, была закрыта, и ей долгое время пришлось работать не по специальности в отделе иностранного комплектования библиотеки Академии наук СССР, а затем в библиотеке Института археологии.
Только с началом «оттепели» положение меняется к лучшему. В 1954 г. она была зачислена в штат Ленинградского института Востоковедения. С этого времени главным делом её научного творчества становится исследование рукописей Кумрана, найденных в 1947 году в пещерах на берегу Мёртвого моря в Иудейской пустыне. Первая публикация на эту тему в нашей стране, появившаяся в журнале «Вестник древней истории» (№ 1, 1958), принадлежала перу Клавдии Борисовны.
В дальнейшем её оригинальные исследования в области кумрановедения получили признание самых видных гебраистов мира. Она подготовила научные переводы большого числа кумранских документов на русский язык. Не ограничиваясь только филологической стороной вопроса, исследовательница сумела показать идеологию кумранской общины в контексте социальной и политической ситуации в Иудее в период возникновения христианской цивилизации. Клавдию Борисовну приглашают участвовать в различных научных встречах учёных за рубежом, но ей удалось встретиться с иностранными коллегами только на XXV Конгрессе востоковедов в Москве. Особую яркую страницу в её творческой биографии составляет её сотрудничество с крупнейшим собранием еврейских рукописей – Государственной Публичной библиотекой им. Салтыкова-Щедрина. Практически сразу после окончания университета она много работает в её всемирно знаменитых коллекциях, а со временем становится научным консультантом библиотеки по всем вопросам, связанным с еврейским рукописным фондом. Она оказала неоценимую помощь библиотеке после возвращения из эвакуации в 1946 г. ценнейшей коллекции рукописей, собранных Авраамом Фирковичем. Тогда в Отделе рукописей не оказалось сотрудников, знавших еврейский алфавит. Клавдия Борисовна не только помогла вернуть еврейские рукописи на места их хранения, но также систематизировала их расстановку, создав своеобразный «ключ», благодаря которому библиотекарь, даже не владевший еврейским языком, мог самостоятельно и сравнительно быстро найти нужную рукопись. Интерес к изучению собрания Фирковича сохранился у неё и в последующие годы. В1964 г. она разработала программу публикации памятников еврейской и еврейско-арабской литературы, где почётное место занимают рукописи этого собрания, ещё через 10 лет опубликовала обзор рукописей, его составляющих. Эти работы заинтересовали специалистов многих стран и были переведены на французский язык.
В шестидесятые годы Клавдия Борисовна много и очень плодотворно работает над переводом и научным комментированием документов Кумрана. Её трудами были переведены, прокомментированы и подготовлены к изданию многие тексты Кумрана, общим объемом более 20 печатных листов. Но, к сожалению, начавшаяся в стране после 1967 года «антисионистская» кампания задержала публикацию результатов её трудов по кумрановедению на тридцать лет, и книга нашла своего читателя только недавно (Тексты Кумрана. Санкт-Петербург, 1996). Более того, в 1979 году плодотворно работающего учёного вообще отправляют на пенсию.
Однако, даже несмотря на серьёзную болезнь глаз, Клавдия Борисовна продолжает заниматься научной работой. Она много внимания уделяет библеистике, публикации творческого наследия своего учителя, блестящего семитолога Андрея Яковлевича Борисова, биографическим работам о выдающихся востоковедах и т.д. Её публичные лекции по библеистике всегда вызывали огромный интерес у слушателей. Конечно, этому способствовали, кроме научной эрудиции лектора, также блестящая литературная форма изложения и принципиальность оценок фактов, не зависящая от каких-либо конъюнктурных обстоятельств.
Вообще, искренность, правдивость и доброта – отличительные черты характера Клавдии Борисовны. Можно даже с глубоким прискорбием сказать, что в ее лице из жизни ушел один из последних представителей старой русской интеллигенции в самом высоком смысле этого слова. С этим согласны все ее многочисленные друзья и ученики. Стоит добавить, что во всех трудах Клавдии Борисовны чувствуется искренняя любовь к народу, изучению языка, истории и культуре которого она посвятила весь свой большой талант исследователя.
И. Р. ТАНТЛЕВКИЙ, В. Л. ВИХНОВИЧ
Полный текст статьи в формате PDF...
Publications
[2002]
Православный Палестинский сборник. Выпуск 36 (99): Борисов А.Я. Материалы и исследования по истории неоплатонизма на средневековом Востоке. Подготовили к печати К.Б.Старкова и Е.Н.Мещерская. СПб., 2002
[1994]
Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. Ответственный редактор К.Б.Старкова. — СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. — 384 с.
[1973]
[Православный] Палестинский сборник. Выпуск 24 (87): Старкова К.Б. Литературные памятники кумранской общины. Главный редактор Б.Б.Пиотровский. Л.: Издательство «Наука» (Ленинградское отделение), 1973
[1972]
Азиатский музей - Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР / Редакционная коллегия: А.П.Базиянц, Д.Е.Бертельс (отв. секретарь), Б.Г.Гафуров, А.Н.Кононов (председатель), Е.И.Кычанов, И.М.Оранский, Ю.А.Петросян, Э.Н.Тёмкин, О.Л.Фишман, А.Б.Халидов, И.Ш.Шифман. М.: «Наука», 1972.
|