Latest news
Most popular
Main menu
News
History
Structure
Personalia
Events
Manuscripts
Publications
IOM Journals
PhD Program
Videos (rus)
Buy books (rus)
Library (rus)
IOM (rus)
What's most interesting for you?

  Print

[Православный] Палестинский сборник. Выпуск 30 (93): Пайкова А.В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии. Редактор выпуска Е.Н.Мещерская. Л.: Издательство «Наука» (Ленинградское отделение), 1990


Очередной выпуск «Палестинского сборника» публикует работу А.В. Пайковой (1932—1984 гг.) «Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии», которая посвящена исследованию сирийских агиографических сочинений в литературоведческом, историко-культурном и источниковедческом аспектах. Здесь показано, что ряд популярных в средневековом мире житий был впервые написан на сирийском, а не на греческом языке. Исследование позволяет по-новому оценить сирийскую агиографию как самобытное художественное явление и важный источник по истории культуры христианских народов.

Издание рассчитано на филологов и историков, специалистов по культуре средневековых обществ.

От редколлегии

Публикуемая посмертно монография Азы Владимировны Пайковой (1932-1984) «Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии» содержит всесторонний анализ нескольких выдающихся памятников сирийской житийной литературы и перевод их на русский язык. Следуя классической методике, автор тщательно препарирует повествовательную ткань сочинения, определяет его стилистические особенности, место в истории сирийской литературы, выясняет, является пи памятник переводным или оригинальным. Строгая детерминированность житийного жанра не исключает реакции средневекового автора на непосредственные впечатления, отсюда множество деталей, которые агиограф подметил в жизни. Но обычным филологическим разбором эти детали не осмыслить, для этого требуется привлечение и других средств. И выгодное отличие данного труда от многих (хороших!) работ по житийной литературе заключается в том, что А.В. Пайкова везде, где только это возможно, стремится найти черты, которые выходят за обычные рамки канона. Житие начинает играть новыми красками, благодаря этому и исследование читается с неослабным интересом. Литературное произведение становится памятником культуры и жизни в целом. Если добавить, что работа изложена хорошим языком, автор увлечен изучаемыми ею сочинениями и передает свое чувство и читателю, становится очевидно, что в науку входит действительно прекрасное исследование.

Книга А.В. Пайковой была обсуждена, и автор успел внести отдельные изменения. Но процесс редподготовки проходил уже без участия А.В. Пайковой, так что окончательная «доводка» пришлась на долю Е.Н. Мещерской. Зная о замысле А.В. Пайковой, Е.Н. Мещерская смогла обеспечить законченность публикуемой редакции, так что в данном случае у редколлегии нет необходимости снабжать предисловие обычными в таких случаях оговорками. Этими строчками можно было бы ограничиться, но долг памяти требует добавить к ним слова об авторе.

В 1950-1960-е гг. Палестинское общество, Кабинет Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения Академии наук СССР, Ленинградская межинститутская византийская группа тесно ассоциировались в сознании друг с другом. Во главе их находилось одно и то же лицо — Нина Викторовна Пигулевская, крупный историк, филолог, знаток сирийской литературы и рукописей. Н.В. Пигупевская обладала живым умом, завидной энергией, обаянием и обеспечила себе место также и неформального, как принято говорить ныне, лидера. Она охотно брала себе учеников, была, как правило, к ним доброжелательна, проявляла заботу и за пределами академического общения. К кругу ближайших сотрудников и учеников Н.В. Пигулевской принадлежала и А.В. Пайкова.

Аза Владимировна Пайкова родилась 27 июня 1932 г. в одном из сел Ивановской области в учительской семье. По окончании средней школы поступила на Восточный факультет Ленинградского университета по арабскому отделению. То было нелегкое время и для востоковедения: богатейшие традиции отечественной науки, основанной прежде всего на совершенном знании восточных языков и текстов, оказались под угрозой. Тем не менее А.В. Пайкова окончила факультет с хорошим знанием арабского языка, а в аспирантуре Института востоковедения изучила сирийский . В дальнейшем ее научные интересы оказались связанными в первую очередь с сириологией. Под руководством Н.В. Пигулевской А.В. Пайкова прошла аспирантуру, а в 1960 г. стала сотрудницей Ленинградского отделения Института востоковедения. В 1967 г. она защитила кандидатскую диссертацию, посвященную древнесирийской версии сборника «Калила и Димна». Ее перу принадлежит несколько десятков больших и малых статей, переводы. Труды А.В. Пайковой заняли достойное место в отечественной сириологии. Знание материала, всестороннее его исследование, сочетание в анализе разнообразных методов — эти качества присутствуют во всех работах автора. Ее трудам, помимо научной глубины, свойственно и особое изящество изложения. Это свойство особенно бросалось в глаза в устных докладах.

К великому сожалению, слабое здоровье и безвременная смерть (1984) воспрепятствовали раскрытию творческого дарования А. В. Пайковой, в наиболее полной мере проявившегося в этой последней ее работе.

***
Подробная аннотация к серии «[Православный] Палестинский сборник» размещена на подсайте http://christianica.orientalstudies.ru; Вашему вниманию доступны аннотации к отдельным выпускам, а также отдельные статьи.

PDF-files

Keywords



IOM's page contains
Publications708
Monographs327
Papers377
b_kalianov_1992.jpg
b_dandamaev_co_1999.jpg
b_kabanov_co_2001.jpg
b_livshits_1962.jpg
Random news: Announcements
A.E. Terekhov will give a public lecture, “Image of dragon in Chinese culture”, on February 7, 2024 at 17:30.
Read more...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type