|
|
|
|
ал-Хушани, Мухаммад ибн Харис. Книга о судьях (Китаб ал-кудат). Пер. с араб., предисл., примеч. и указатели К.А.Бойко. Ответственный редактор А.Б.Куделин. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992.— 231 с.— (Памятники письменности Востока. CIV). ISBN 5-02-017241-3
«Книга о судьях» — произведение биографического жанра испано-арабской литературы X в. В нем в хронологической последовательности передаются рассказы о жизни и практике главных судей ал-Андалуса начиная с середины VIII в. и до 969 года, которым обрывается повествование. Перевод сопровождается примечаниями.
Из «Предисловия»
Перед нами перевод сохранившегося в уникальной арабской рукописи сочинения о кордовских судьях. Оно создано тысячу с лишним лет назад в одной из стран Западной Европы — в Испании, которая в результате мусульманского завоевания оказалась включенной в качестве провинции в состав Арабского халифата.
В середине VIII в. в метрополии произошел государственный переворот. На смену Омейядам пришли Аббасиды, центр политической жизни переместился из Дамаска в Багдад. Важным последствием этого события было возникновение на Пиренейском полуострове в 756 г. независимого эмирата во главе с одним из немногих уцелевших отпрысков свергнутой династии — Омейядом ‘Абд ар-Рахманом I (марванидская ветвь династии Омейядов).
Отпадение от Халифата этого находившегося на крайнем западе региона положило начало его самостоятельному развитию, привело к появлению локального, «андалусского» сепаратизма. Правящая и интеллектуальная элита испано-мусульманского общества проникалась ощущением своей значимости, своей особой роли в судьбах ал-Андалуса. Ее новое самосознание служило движущей силой местного культурного развития. Страша приобретала свое лицо, складывалась своя научная традиция, которая стремилась удовлетворять запросы местной среды.
Всеобщий расцвет духовной жизни ал-Андалуса наступает в X в., особенно после провозглашения в 929 г. халифата. Этот акт явился выражением силы и могущества страны, когда на ее территории воцарились политическое единство и мир, а ее прочное внешнеполитическое положение позволило покончить с номинальным подчинением Аббасидам.
В ту тору пробудилось стремление испано-арабской ученой и читательской среды осмыслить свое культурно-историческое прошлое, начиная с момента мусульманского завоевания ал-Андалуса.
Эта интеллектуальная активность поощрялась местной правящей династией. Омейядам важно было обосновать и закрепить свои права на власть в ими же провозглашенном новом государстве — халифате.
В столице Кордове и в провинции правящей династией была организована работа по разысканию, собиранию и письменной фиксации «следов минувшего». Придворные историографы (ахл ат-та’рих) приступили к созданию анналов — погодных записей истории испанских Омейядов. Появились многочисленные биографические труды, посвященные различным категориям местных мусульман. Эти крупные явления в области исторической традиции свидетельствовали об обособлении очага испано-арабской культуры от культуры остального мусульманского мира» о независимом характере ее развития.
Духовная жизнь мусульманской общины ал-Андалуса, как: и в других областях Халифата, сводилась в основном к замятиям историко-религиозным преданием (хадисы) и правом (фикх). Теоретическое изучение и разработка этих дисциплин: в правление халифов ‘Абд ар-Рахмана III и ал-Хакама II росли и набирали силу. Попутно с созданием специальных сочинений по этим дисциплинам начало проводиться и систематическое собирание сведений биографического содержания о самих передатчиках и знатоках хадисов (мухаддисах), законоведах (факихах) и судьях (кадиях). Эти материалы легли в основу биографических работ, посвященных им. Причину появления в, большом количестве сочинений подобного рода следует видеть, кроме того, в усилении влияния чиновничества в процессе роста и усложнения бюрократического аппарата.
В X в. составлялись сборники о лицах разных профессий, создавались труды по каждой из указанных категорий лиц, среди них предлагаемая вниманию читателя «Книга о судьях» ал-Хушани.
Время создания этой биографической хроники — последние годы правления омейядского халифа Испании ‘Абд ар-Рахмана III (912—961). Из всех относящихся к X в. книг о судьях она одна дошла до нас. Эта уникальная история судейства, изложенная в виде биографий тех, кто исполнял должность кади, важна как памятник исламской идеологии определенной эпохи (VIII—X вв.) в пределах определенного региона и как источник ценнейшей информации.
PDF-files Аннотация, Содержание, Предисловие, Summary
Keywords
|
|
|
Random news: Announcements |
On April 10–11, 2023, the Second International Academic Conference “The Written Heritage of the Orient” dedicated to the 160th anniversary of P.K. Kozlov (1863–1935) will be held at the IOM RAS. The conference program is now available. |
Read more...
|
|
|
|
|