Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
К 80-летию Победы
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)

Елена Дмитриевна
Огнева

кандидат исторических наук
Огнева Елена Дмитриевна [род. 24.07.1944, пос. Гульрипш, Абхаз. АССР], специалист по буддийскому искусству Тибета и Монголии, тибетской культуре. В 1966 г. окончила Восточный факультет ЛГУ, отделение тибетской филологии на кафедре Китайской филологии. Изучала тибетский язык под руководством Б. И. Кузнецова, параллельно изучала тибетскую иконографию под руководством Б. И. Панкратова. В течение двух лет стажировалась в ЛО ИВ АН СССР под руководством Л. Н. Меньшикова, затем работала старшим научно-техническим сотрудником в тибетском фонде рукописного отдела ЛО ИВ АН, участвовала в его инвентаризации. В 1975 г. уехала в г. Луцк, Украина. Затем поступила в аспирантуру ИВ АН СССР (Отдел Древнего Востока, руководитель Г. М. Бонгард-Левин), в 1980 г. защитила диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук по теме «Тибетский средневековый трактат по теории изобразительного искусства». До 1984 г. работала в г. Душанбе в Институте рукописей, в дальнейшем — сотрудник украинских научных учреждений: доцент Национального Восточно-Европейского университета им. Леси Украинки; старший научный сотрудник Института востоковедения им. А. Е. Крымского НАНУ (Киев). Лауреат премии имени А. Е. Крымского НАН Украины за цикл работ «Философско-религиозные и научные традиции Востока в европейской культуре» (2013).

Принимала участие в масштабной работе по инвентаризации тибетского фонда ЛО ИВ АН СССР в 1960-е – 1970-е гг., благодаря которой он стал доступен для исследователей. Во многом на этом уникальном опыте основана статья по книжной культуре Тибета (1983). Одновременно О. изучала буддийскую иконографию по трактатам на тибетском языке, в результате чего была написана диссертация и несколько статей (1973, 1975 и др.). Ее наставником в этой области был Б.И. Панкратов, выдающийся знаток тибетско-монгольской иконографии. Впоследствии О. подготовила к изданию стенограмму его речи на обсуждении работы Л. Н. Гумилева «Старобурятская живопись» (1975 г.) для сборника работ Панкратова, сохранившихся в его личном фонде в АВ СПбФ ИВ РАН (1998).

Из публикаций сер. 1980-х – нач. 1990-х гг. следует отметить обширные статьи по культуре празднования тибетского нового года (1985) и по другим праздникам годового цикла (1989), а также серии статей по буддийской и тибетской тематике для таких значимых изданий, как «Мифы народов мира» (1980), «Мифологический словарь» (1990), «Буддизм: словарь» (1992), Православная энциклопедия (2002, 2003, 2005, 2012, 2013).

Дальнейшие тибетологические исследования Е. Д. Огневой связаны главным образом с изучением коллекций книг и предметов буддийского культа в украинских музеях: киевском музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, одесских музеях западного и восточного искусства, Доме-Музее им. Н. К. Рериха и Муниципальном музее личных коллекций имени А. В. Блещунова, музее восточных культур в Золочеве и картинных галереях во Львове, Луганске, Сумах. Эти исследования отражены в ряде публикаций (2000, 2008, 2010, 2011, 2014 и др.).

Е. Д. Огнева поддерживает связь и с российскими коллегами. Она приняла участие в написании коллективной монографии по буддийской металлической пластике из собрания Музея Востока в Москве (2004), в издании каталога одной частной российской коллекции (2005), написала одну из исследовательских статей для каталога коллекции буддийской пластики из собрания Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН (2014).

Помимо востоковедения, занимается изучением украинской кириллической книги, литературы и культуры, в частности творчества Леси Украинки. Она является создателем единственного в мире мемориального музея-усадьбы И. Ф. Стравинского в г. Устилуге и одним из организаторов регулярного международного фестиваля классической музыки «Стравинский и Украина» на Волыни.

Основные работы по востоковедению: Структура тибетской иконы (на примере цокшина Цзонхавы) // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, ГРВЛ, 1973. С. 103–112; «Защитный круг» из Хара-Хото // Культура и искусство Индии и стран Дальнего Востока. Л.: Аврора, 1975. С. 61–69; Книга в тибетской культуре // Актуальные проблемы философской и общественной мысли зарубежного Востока. Материалы Первого Всесоюзного координационного совещания. Душанбе: Дониш, 1983. С. 202–211; Тибетцы // Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Новый год. М.: Наука, ГРВЛ, 1985. С. 190–224; Тибетцы // Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Годовой цикл. М.: Наука, ГРВЛ, 1989. С. 264–305; Тибетоязычные письменные источники в Украине // Цырендоржиевские чтения — 2000. Киев, 2000. С. 76–82; Пять семей Будды (металлическая скульптура северного буддизма IX–IX вв. из собрания ГМИНВ). М., 2004. Совм. с Э. В. Ганевской, А. Ф. Дубровиным; Живопись Тибета. Русская частная коллекция. Альбом-каталог / Н. В. Сазонова (науч. ред.), Е. Д. Огнева (текст), Е. И. Желтов (фот.), И. И. Шептунова (науч. ред.). М.: ГМВ, 2005; Боги снежных гор: музеи Украины // Сакральное искусство в традиции тибетского буддизма [Сб. науч. ст.]. Одесса: Астропринт, 2008; Боги снежных гор, огненно-жарких пустынь и прохладных лесов. Изобразительное искусство тибетской традиции в музеях Одессы. Путеводитель. Одесса: Одесский Дом-музей им. Н. К. Рериха, 2010; Памятники тибетской книжности в Украине // Память мира: историко-документальное наследие буддизма. Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Москва, 25–26 ноября 2010 г.). М.: Изд. центр РГГУ, 2011. С. 211–220; Буддийские коллекции в тибетской традиции на юге Украины (история собраний в музеях Одессы) // СНВ. Вып. XXXV: коллекции, тексты и их «биографии». М.: Вост. лит., 2014. С. 226–246; О надписях и письменных вложениях, связанных с буддийской сакральной пластикой // 108 образов Будды. Исследование коллекции № 5942 из собрания МАЭ (Кунсткамера) РАН. СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 24–31.

А. В. Зорин

Публикации ( cписок всех публикаций)

[2021]

Огнева Е. Д. Танка как текст: опыт чтения сюжета «Восемь ступ» // Mongolica. Том XXIV, 2021, №2. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2021. С. 33—41.

[2014]

Огнева Е.Д. Буддийские коллекции в тибетской традиции на юге Украины (история собраний в музеях Одессы) // Страны и народы Востока. Вып. XXXV: коллекции, тексты и их «биографии». М.: Наука — Восточная литература, 2014. С. 226—246.

[2010]

Огнева Е.Д. Боги снежных гор, огненно-жарких пустынь и прохладных лесов. Изобразительное искусство тибетской традиции в музеях Одессы. путеводитель / Отв. за выпуск Е.Г.Петренко. Одесса: Одесский Дом-музей им. Н.К.Рериха, 2010. 72 с. (Seria Buddhica, III.)

[2008]

Огнева Е.Д. Боги снежных гор : музеи Украины : сакральное искусство в традиции тибетского буддизма [Сб. науч. ст.] / Cост. Е.Д.Огнева, Е.Г.Петренко; вступ. слово, оформл. и перевод с укр. Е.Г.Петренко; Одесский Дом-Музей им. Н. К. Рериха. Одесса: «Астропринт», 2008. 208 с.: 9 л. ил. (Seria Buddhika.)

[2007]

Огнєва О.Д. Східні стежини Лесі Українки. Луцьк, 2007. 236 с.

[1998]

Панкратов Б.И. Иконография тибетского буддизма (В связи с публикацией книги Л. Н. Гумилева «Старобурятская живопись». Москва, «Искусство», 1975) / Публикация Е. Д. Огневой // Страны и народы Востока. Выпуск XXIX. Борис Иванович Панкратов. Монголистика. Синология. Буддология. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1998. С. 289—301.

[1983]

Огнева Е.Д. Книга в тибетской культуре // Актуальные проблемы философской и общественной мысли зарубежного Востока. Материалы Первого Всесоюзного координационного совещания. Душанбе: «Дониш», 1983. С. 202-211.

[1979]

Огнева Е. Д. Структура тибетского научного текста (1409 г.) (метод цитирования) // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). Декабрь 1978 г. Часть 1. М.: Наука, ГРВЛ, 1979. С. 43—47.

[1975]

Огнева Е.Д. Роль хвалы в тибетском тексте // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XI годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (краткие сообщения и автоаннотации). Часть 1. М.: ГРВЛ, 1975. С. 118—121.

[1968]

Огнева Е. Д. Связь географических названий с именами горных божеств в тексте пятой главы тибетского эпоса о царе Гэсаре // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Тезисы докладов IV годичной научной сессии ЛО ИНА. Май 1968 года. Ленинград, 1968. C. 32—34.


На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций11001
Монографий1596
Статей9143
b_trotsevich_1986.jpg
b_semenov_1941.jpg
Случайная новость: Объявления
4—6 декабря 2023 г. состоится Ежегодная научная сессия ИВР РАН «Письменное наследие Востока как основа классического востоковедения». Предлагаем вашему вниманию программу Сессии.
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type