|
Клавдия Антоновна
Пищулина
кандидат исторических наук
|
Клавдия Антоновна Пищулина, видный ученый советского и суверенного Казахстана, ведущий историк-медиевист и востоковед-иранист. С ее именем неразделимо связана история изучения казахстанского средневековья. На протяжении многих лет К.А. Пищулина исследует самые сложные и малоизвестные страницы казахстанской истории. Многие ее работы стали важными вехами в истории казахстанской медиевистики, в истории востоковедения. Некогда впервые сделанные К.А. Пищулиной научные открытия, получив всеобщее признание, стали для молодых поколений казахстанцев очевидными фактами исторического прошлого своей страны, широко представленными в различных изданиях, монографиях, учебниках, учебных пособиях, энциклопедиях.
К.А. Пищулина родилась 10 ноября 1934 года в селе Большой Самовец Грязинского района Воронежской (ныне – Липецкой) области Российской Федерации. Русская. Ее отец Антон Дмитриевич был кочегаром, а затем машинистом паровоза. После войны в 1946 г. семья переехала на Дальний Восток, где отец работал в зоне освоения будущей БАМ. Там, на станции Известковая Транссибирской железной дороги, Клавдия Антоновна окончила школу, получив единственную золотую медаль на все железнодорожные школы Хабаровского края, и была без экзаменов принята на исторический факультет МГУ.
Выпускница МГУ им. М.В. Ломоносова с отличием закончившая отделение истории стран Востока исторического факультета, преобразованного в последние годы ее учебы в Институт восточных языков (ныне Институт стран Азии и Африки), в числе немногих, была оставлена для прохождения стажировки, а затем аспирантуры на кафедре истории стран Ближнего и Среднего Востока этого Института. Здесь она начала заниматься исследованием аграрного законодательства и реформ в Иране (Персия) времени Реза-шаха Пехлеви.
Но Судьбе было угодно распорядиться иначе, и в 1959 году молодой выпускник и аспирант МГУ с прекрасным историко-востоковедческим образованием и знанием персидского языка, выйдя замуж за Анри (Али) Джандосова, сына известного государственного деятеля Ураза Джандосова, переезжает в Алма-Ату и пополняет штат научных работников АН Казахской ССР. С этого времени и берет начало долгая и плодотворная научная деятельность Клавдии Антоновны по изучению истории развития казахской государственности.
Можно с уверенностью сказать, что все те проблемы, которые она поднимает в своих исследованиях, а они самые различные, строго подчинены именно этой главной и краеугольной теме всей истории Казахстана.
За годы работы в Институте истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова АН КазССР К.А. Пищулина прошла все ступени, от младшего научного сотрудника до старшего и ведущего научного сотрудника. На протяжении длительного времени в 1972–1984 годы она являлась Ученым секретарем Института, большую часть работы в этой должности она провела при крупнейших историках Казахстана академике А.Н. Нусупбекове и член-корреспонденте Г.Ф. Дахшлейгере, признанных организаторов исторической науки в республике. В 1996–2001 годы К.А. Пищулина заведующий отделом древней и средневековой истории Казахстана.
Первыми крупными научными достижениями К.А. Пищулиной, ее коллег по Институту С.К. Ибрагимова, Н.Н. Мингулова, В.П. Юдина, санкт-петербургских (тогда ленинградских) востоковедов О.Ф. Акимушкина, М.А. Салахетдиновой стали публикация переводов извлечений из персидских и тюркских сочинений с предисловием и примечаниями к ним. Это объемное издание «Материалы по истории Казахских ханств XV–XVIII веков» (Алма-Ата: «Наука», 1969, 652 стр.) стало настольной книгой всех историков, исследователей средневековой истории Казахстана и Центральной Азии. Оно развивало хорошие традиции российского и советского востоковедения по изданию восточных рукописей и переводов, являлось продолжением известного двухтомного издания В.Г. Тизенгаузена «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды». Другой такой научной публикации средневековых источников в Казахстане до настоящего времени не предпринималось. К.А. Пищулиной в этом издании принадлежали высокопрофессиональные переводы извлечений из «Шайбани-наме» Бинаи, из первой части «Тарих-и Рашиди» Мирза Мухаммад Хайдар дуглата, из второй и третей частей шестого тома «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» Махмуда ибн Вали, комментарии и примечания к ним, а также развернутые научные приложения (всего ей здесь принадлежит около 200 страниц, 10,5 п.л.).
Осуществление издания подобного рода, ставшего событием во всей отечественной (тогда советской) историографии, ярко и наглядно свидетельствовало о сформировавшейся собственной казахстанской историко-востоковедческой школе. По существу впервые одна из национальных республик Советского Союза смогла силами собственного научного потенциала подготовить и издать серьезный научный труд, до наших дней остающийся неисчерпаемым источником научных знаний.
Кропотливые источниковедческие штудии, прочтение, перевод и изучение восточных рукописей на персидском и тюркском языках подготовили большую базу для теперь уже самих исторических исследований. Параллельно с переводами, комментариями к переводу и подготовкой к изданию текстов восточных рукописей К.А. Пищулина начала разработку этнополитических и социально-экономических вопросов средневековой истории Казахстана. Уже в этот период времени сформировались ее основные взгляды на историю казахской государственности позднего средневековья, немногим позднее увидевшие свет в ее научных публикациях.
Работа над «Бахр ал-асрар» Махмуда ибн Вали направила научные интересы К.А. Пищулиной в область социально-экономических отношений средневекового Восточного Туркестана. Объяснялось это тем, что первые годы работы она являлась младшим научным сотрудником отдела истории сопредельных стран зарубежного Востока. Публикация лишь части этой работы спустя двадцать лет в 1983 году составила достаточно объемное и серьезное исследование и имеет большое научное значение и в наши дни.
Но уже в 1963 году в связи с упразднением отдела К.А. Пищулина переведена в отдел истории дореволюционного Казахстана и полностью переходит на изучение казахстанского средневековья, с которым неразрывно связана вся ее последующая научная деятельность на протяжении всего этого времени. Эта тема, как справедливо заметил академик К.М. Байпаков, стала темой всей ее жизни.
В середине 1960-х годов К.А. Пищулина в основном завершает работу над большой исследовательской темой «Присырдарьинские города в истории Казахского ханства XV–XVII вв.». Эта работа являлась кандидатской диссертацией, которая в силу самых различных обстоятельств не была тогда защищена. Основное ее содержание увидело свет в двух публикациях 1968 и 1969 годов. Большая и ценная работа «Присырдарьинские города и их значение в истории казахских ханств ХV–ХVІІ вв.», опубликованная в сборнике «Казахстан в ХV–ХVІІІ веках (Вопросы социально-политической истории)» была написана на основе детального изучения сведений персо- и тюркоязычных источников, впервые вводимых в научный оборот. Эта работа на долгие годы вперед определила направление и приоритеты не только исторических, но и археологических исследований. Наряду с известной работой С.Л. Волина «Сведения арабских источников IX – XVI вв. о долине р. Талас и смежных районах» это исследование Клавдии Антоновны стало важным подспорьем для археологических исследований, непременно и многократно присутствуя практически во всех работах археологов.
В этой статье, ставшей по признанию известного казахстанского археолога М.К. Кадырбаева отдельной монографией, был поднят целый пласт нового материала. Автор впервые привела большое количество сведений, извлеченных из редких средневековых восточных сочинений о военно-политической, социально-экономической и этнической роли и значении многочисленных городов присырдарьинского региона Южного Казахстана в истории казахской государственности позднего средневековья.
Одним из критериев научной значимости любой работы является частота ее упоминания в исследованиях других ученых. «Присырдарьинские города» давно доказали свою научную значимость и востребованность, имея колоссальный индекс цитирования. Эта работа по единодушному признанию казахстанских археологов стала первой и главной «аналитической статьей о городах, их роли в позднесредневековой истории Казахстана».
Присырдарьинская тематика была не единственной в историко-востоковедческих исследованиях К.А. Пищулиной. Важное место в ее научных разработках занимает история Юго-Восточного Казахстана.
Еще в середине тех же 1960-х годов К.А. Пищулина начинает комплексное исследование этнической и политической истории Юго-Восточного Казахстана. История Юго-Восточного Казахстана (Жетысу) в ХІІІ–ХVІ вв. включала историю завоевания этой территории монголами, образование государства Чагатаидов, его распад и формирование в Жетысу Могулистана, исследование этнической, политической и социально-экономической истории этого государства. Вторым блоком проблем в этой теме было исследование истории формирования казахской народности и образования Казахского ханства.
Результаты работы не заставили долго ждать. В 1977 году в издательстве «Наука» Казахской ССР вышла в свет новая крупная работа Клавдии Антоновны, ее первое монографическое исследование «Юго-Восточный Казахстан в середине ХІV – начале ХVІ веков (вопросы политической и социально-экономической истории)» (288 страниц, 15.6 п.л.).
Эта монография сразу же получившая высокую оценку специалистов, была посвящена истории Жетысу, образованию и распаду на его территории и в соседних областях (Кыргызстан и Восточный Туркестан) государства Могулистан, роли этого региона и его населения в формировании казахского народа.
Выход в свет этой работы вызвал большое количество положительных рецензий и отзывов ученых не только из Казахстана, но и других союзных тогда республик СССР. Не осталась не замеченной работа и за пределами Союза. В 1984 году в ведущем историческом журнале Японии была опубликована пространная рецензия японского ученого М.Савады, также исследовавшего эти вопросы. Клавдия Антоновна получает признание как ученый-востоковед всесоюзного масштаба. По справедливому признанию ее коллеги ираниста В.К. Шуховцова «уровень Клавдии Антоновны такой, на котором в СССР работают по восточному источниковедению всего 5–6 человек». Надо сказать, что в Казахстане она практически все эти годы оставалась одна. Это исследователь-иранист, специалист по восточным персоязычным источникам, работающий над одной из сложнейших периодов истории Казахстана.
Ныне, спустя более четверти века эта работа ни в целом, ни в какой своей части не потеряла научного значения, более того, и это признают современные историки-специалисты, она является классическим историко-востоковедческим исследованием, без которой не представляется история казахстанской медиевистики.
В советской и постсоветской востоковедческой историографии эта работа К.А. Пищулиной, пожалуй, единственное специальное монографическое исследование, охватывающее большой комплекс проблем истории Юго-Восточного Казахстана и сопредельных с ним регионов в почти двухвековой период (вторая половина XIV – начало XVI веков). Этой монографии предшествовал лишь краткий очерк истории этого государства, написанный В.В. Бартольдом, а также ряд других небольших исследований советских историков. Много лет спустя, после выхода в свет «Юго-Восточного Казахстана» в 1995 году видный кыргызский ученый-историк и востоковед О.К. Караев, исследователь средневековой истории Кыргызии, констатировал этот факт, уделив особое внимание анализу этой книги в своем историографическом обзоре.
Необходимо также отметить, работа Клавдии Антоновны, несмотря на свое название, территориальный охват (Юго-Восточный Казахстан), специализацию (история Казахстана) все же имела, куда большее исследовательское значение. Уже в силу того, что история государства Могулистан, во многом (если не во всем) благодаря этой монографии, ставшей частью истории казахов и Казахстана, имела самое непосредственное отношение и к истории других тюркоязычных народов, прежде всего кыргызов и уйгуров. В рамках этого государства происходили важные этнические процессы, без изучения которых невозможно воспроизведение полноценной картины этногенеза казахского, кыргызского и уйгурского народов. В силу этого работа носит важный востоковедческий характер.
И, очевидно, самое главное. Четвертая глава этой монографии «Образование Казахского ханства и распад Могулистана» напрямую посвящена тем самым проблемам, о которых мы говорили в самом начале – завершение формирования казахского народа, предпосылки и ход образования Казахского государства.
Одним из самых важных выводов, сделанных в этой главе, является определение времени завершения сложения казахского этноса: «Процесс сложения народности – пишет К.А. Пищулина – длительный, завершение его падает на XIV– первую половину XV века».
Еще в 1969 году видный казахстанский историограф Г.Ф. Дахшлейгер в своей книге «Историография Советского Казахстана» не без влияния исследований К.А. Пищулиной осторожно писал: «Высказывается вместе с тем предположение, что казахская народность существовала уже в XIV в., а может быть и раньше, что, например, Ак-орда по своему этническому составу была преимущественно казахской, но самоназвание народа определилось и вошло в источники позднее». Дальнейшие исследования К.А. Пищулиной позволили более уверено заявить, что «Ак-Орда должна быть признана Казахским государством».
Подобные выводы стали возможны лишь в результате многолетних кропотливых исследований, анализа большого комплекса проблем этнической, социально-экономической и политической истории казахского средневековья. Результатом подобной работы и стала монография К.А. Пищулиной.
Признанием высокого научного значения исследований К.А. Пищулиной было публикация основных ее научных достижений в новых обобщающих трудах по истории Казахстана. К.А. Пищулина являлась основным автором и одним из редакторов второго тома «История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней» (Алма-Ата, 1979). Данное фундаментальное исследование стало важной вехой в развитии исторического знания, ясно обозначило пройденный исторической наукой республики путь. Это был путь ее авторов – ведущих ученых-историков Казахстана. Достижения казахстанской медиевистики, опубликованные в этом издании, еще более поражают своими результатами в сравнении с прежними изданиями «Истории Казахской ССР» 1949 и 1957 годов.
После издания «Истории Казахской ССР» 1979 года читатели узнали много нового о древней и средневековой истории Казахстана, прочитали о древних государствах, о которых раньше практически ничего не писали, стали известными яркие исторические личности казахского средневековья.
И после этого, каждый год список научных работ К.А. Пищулиной продолжал пополняться новыми и оригинальными исследованиями. В общей сложности ею опубликовано около 250 научных и научно-популярных работ.
Очень много ее исследований вышло после обретения Казахстаном государственного суверенитета. В условиях становления молодого независимого Казахстана вопросы истории казахской государственности получили новое дыхание. В эти годы К.А. Пищулина значительно расширила базу своих исследований, более детально остановившись на различных вопросах казахской государственности, начала заниматься исследованиями этнической территории казахов. Многие из этих проблем увидели свет в новом издании «Истории Казахстана с древнейших времен до наших дней» (том 2, Алматы, 1997), а также «Истории Казахстана. Очерк» (Алматы, 1993). В этих первых фундаментальных исследованиях независимого Казахстана была впервые предпринята попытка по-новому взглянуть на прошлое казахского народа. Кроме этого К.А. Пищулина – автор и соавтор нескольких новых учебников и учебных пособий для студентов вузов и школ. Она публиковала различные статьи не только в научных изданиях, но и в СМИ. Вместе с другими учеными Казахстана отстаивала историю казахской государственности, этнической территории казахов. Ряд ее современных статей посвящены популяризации научной методологии в исторических исследованиях. К.А. Пищулина критикует легковесное отношение к историческому прошлому, вольное обращение с источниками. Эти моменты особенно ценны в нынешних условиях поиска и становления исторической методологии современного Казахстана.
Клавдия Антоновна Пищулина, человек необычайной энергии, трудоспособности, являясь признанным и авторитетным ученым в своей области, обладает вместе с тем удивительной скромностью и простотой. Уроженка далекой от Казахстана (объекта ее многолетних исследований), Воронежской области, детство и юность, которой прошли на Дальнем Востоке, внесла по существу громадный вклад в изучение истории казахского народа, ее наиболее важных узловых вопросов. «Неутомимая исследовательница казахского средневековья», как отзывался о ней ее санкт-петербургский коллега и оппонент профессор Т.И. Султанов, пользуется всеобщим уважением исторического сообщества Казахстана.
Немало сделала Клавдия Антоновна для подготовки нового поколения историков-медиевистов в Казахстане, вместе с ней трудятся и продолжают ее дело ученики. Клавдия Антоновна замечательная мама и бабушка девяти талантливых внуков. Ее дети сегодня это известный казахстанский политик и экономист Ораз Жандосов, иранист и афганист, доцент СПбГУ Заринэ Джандосова и дизайнер Лааль Джандосова.
Канат Ускенбай
Публикации
( cписок всех публикаций) |
|
|
Случайная новость: Объявления |
Предлагаем вашему вниманию список книг, составивших выставку новых поступлений в Библиотеку ИВР РАН (30.05.2023 г.). |
Подробнее...
|
|
|
|
|