|
Бронислав Иванович Кузнецов родился в 1931 г. в Ленинграде в семье рабочего, пережил блокаду, по время которой был тяжело ранен. В 1950 г., окончил отделение китайской филологии восточного факультета ЛГУ, поступил в аспирантуру. В середине 50-х годов на восточном факультете возобновилось преподавание тибетского языка, и Б. И. Кузнецов, заинтересовавшись далекой загадочной страной, начинает изучать этот язык сначала под руководством В. С. Воробьева-Десятовского, а затем под руководством большого знатока Китая, Тибета и Монголии Б. И. Панкратова. Вскоре аспирант Б. И. Кузнецов сам начал преподавать тибетский язык на восточном факультете, где и возглавлял до конца жизни единственное в стране отделение тибетской филологии. В 1961 г. вышла его монография «Тибетская летопись „Светлое зерцало царских родословных"», по которой он в 1962 г. защитил кандидатскую диссертацию и положил в основу своей книги, опубликованной на английском языке в Лейдене.
Научный горизонт Б. И. Кузнецова был поразительно широк. Его научные публикации посвящены проблемам тибетской филологии, истории буддизма, источниковедению, этнографии и истории Тибета. Одним из первых Б. И. Кузнецов начал разрабатывать сложнейшие вопросы происхождения и истории религии древних тибетцев – бон. Весьма плодотворными оказались его исследования связей Тибета и древнего Ирана, чему посвящен ряд статей, а также труды «Древний Иран и Тибет» и «Тибетцы о древнем Иране». В этих работах вводятся в научный оборот малоизвестные памятники тибетской литературы, имеющие большое значение для истории и культуры пародов Центральной Азии и Ближнего Востока.
Большинство отечественных тибетологов, ныне работающих в Санкт-Петербурге, Москве, Улан-Удэ, Элисте, Кызыле, являются учениками Б. И. Кузнецова. Бывшие его студенты работают также в научных учреждениях Германии, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Финляндии. Для всех своих учеников Бронислав Иванович был не только университетским преподавателем, но и старшим другом. Понимая, например, состояние студентов, оторванных от дома, он приглашал их в гости к себе домой, в круг семьи. При всей своей любви к окружающим, неспособности кого-либо обидеть, он был на редкость ответственным человеком, являя собой пример самодисциплины, верности долгу.
Тибетцы говорят: «Океан не насытится водой, мудрый человек не насытится знаниями». Б. И. Кузнецов не только сам жил напряженнейшей духовной жизнью, но и воспитывал стремление к постоянному самоусовершенствованию у своих учеников. Будучи тонким психологом, учитель не преподносил готовые выводы, а подводил слушателей к ним, предпочитая, чтобы самостоятельное «открытие» истины поразило человека и осталось в его памяти навсегда. Его лекции по тибетской филологии и литературе, источниковедению и основам буддизма постоянно привлекали энтузиастов. Блестящий рассказчик, человек с тонким чувством юмора, искренний и естественный, он вызывал всеобщие симпатии.
Дело Бронислава Ивановича Кузнецова будет жить в его трудах, в учениках, а его имя займет достойное место в истории отечественного востоковедения.
Б. М. НАРМАЕВ
(Из ст.: Памяти Бронислава Ивановича Кузнецова / «Народы Азии и Африки», №5, 1986).
Публикации
( cписок всех публикаций) [2019]
Гарри И. Р. История тибетологии в письмах: переписка Р. Е. Пубаева и Б. И. Кузнецова // Ориенталистика. 2019, №2(2). С. 299—334.
[1985]
Кузнецов Б.И. Об одном из ранних описаний буддизма // Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. Новосибирск:«Наука» СО, 1985. 42-48.
[1975]
Кузнецов Б. И. Культурные связи Памира с Тибетом // Страны и народы Востока. Выпуск XVI. Памир. М.: Наука, ГРВЛ, 1973. С. 298—300.
[1969]
Зелинский А. Н. и Кузнецов Б. И. Тибетские надписи Иссык-Куля // Страны и народы Востока. Выпуск VIII. География, этнография, история. М.: Наука, ГРВЛ, 1969. С. 183—185.
Кузнецов Б. И. Проблемы гносеологии в трактате Дхармакирти «Обоснование чужой одушевленности» // Страны и народы Востока. Выпуск VIII. География, этнография, история. М.: Наука, ГРВЛ, 1969. С. 186—187.
|