|
|
|
|
Бурман А.Д. Восприятие индийской театральной традиции в странах Юго-Восточной Азии // III всесоюзная конференция востоковедов «Взаимодействие и взаимовлияние цивилизаций культура на Востоке». Тезисы докладов и сообщений (Душанбе, 16-18 мая 1988 г.). Т. I. М.: «Наука», 1988. С. 77-79.
1. Театральному искусству стран ЮВА присущи некоторые общие характеристики, что объясняется кэк культурно-этнической общностью этого региона, так и различными влияниями: а/ непосредственным заимствованием театральных форм и их взаимовлиянием внутри региона; б/ воздействием великих цивилизаций Индии и Китая, европейской культуры.
2. В докладе мы ограничимся, в основном, попыткой рассмотрения традиционной драмы трех стран ЮВА, которые входили в сферу индийского культурного влияния и чье искусство формировалось под воздействием буддизма хинаяны, брахманизма и индуизма.
3. Театр и драматургия указанных стрвн пользуется общими источниками сюжетов, сложившимися как под воздействием индийской культуры, так и на почве местных литератур. В основном это: памятники древнеиндийского эпоса «Рамаяна» и «Махабхарата»; свод джатак из палийского канона «Типитака», пришедший в эти страны вместе с ортодоксальным буддизмом; сборник апокрифических джатак «Панняса джатака» /50 джатак/, возникший, скорее всего, в Индокитае; цикл сказаний о яванском герое панджи Ину Картапати; местные мифологические циклы и исторические хроники.
4. На характере театральных традиций ЮВА сказались некоторые положения индийской теории драмы и драматического искусства. Древнеиндийский театральный трактат «Натьяшастра» /ок. II-III в.н.э./ не был воспринят в ЮВА, но разработанные в нем идеи проникли в страны региона через другие источники. Например, в Индокитае была известна теория «раса», но ее восприняли лишь как классификацию определенных чувств, которые артисты должны были выражать мимикой и жестами. Тщательно разработанная в древней Индии теория художественного восприятия, построенная на концепции «раса» не получила здесь широкого распространения. В классической драме используются основные элементы индийской хореографии – канонический язык жестов «мудра» и фиксированные позиции тела «карана», описанные в «Натьяшастре». Однако в странах ЮВА они претерпели существенные изменения и потеряли прежние семантику. Для танца и сценического движения широко используется лейтмотивная техника.
5. В большинстве театров ЮВА перед началом спектакля исполняется умилостивительный пролог, который в одних случаях является лишь данью традиции, в других /в основном, это касается кукольных и силуэтных театров Бирмы, Таиланда, Кампучии Явы, Бали, Лалакки и т.д./ еще сохраняет свой ритуальный характер. Общими моментами прологов являются: круговой обход актеров вокруг сцены, восходящий, скорее всего, к древнеиндийской «прадакшине»; трехчастный гимн-инвокация к богам, духам и публике, соответствующий нанди – хвалебному гимну богам перед театральным представлением в Индии. Сопоставительный анализ прологов показывает, что эти сцены в театральных традициях ЮВА восходят к пурваранге – прологу перед санскритской драмой, известному нам по «Натьяшастре».
6. В странах ЮВА, где вместе с другими элементами индийской культуры были заимствованы космологические представления, прологовая сцена могла носить и космогонический характер действа о сотворении мира. Центральным моментом древнеиндийской пурваранги была установка в центре сцены бамбукового шеста, олицетворяющего воздвижение мирового столпа, которым бог Индра раздвинул небо и землю. В бирманском театре марионеток вплоть до начала XX века исполнялась сцена сотворения мира, где показывалось возникновение земли, появление на ней гору Меру и всего живого. Символическая интерпретация сцены как модели мироздания и сейчас сохраняется в силуэтных театрах Индокитая, Явы, Бали. Представление о том, что сцена олицетворяет вселенную, куклы – людей, а кукловод – божество, управляющее их судьбами, отчетливо осознается как актерами, так и зрителями.
7. В целом, предварительные наблюдения показывают, что индийская культура оказала значительное воздействие на содержательную сторону театральных традиций ЮВА, являясь в течение веков постоянным источником сюжетов для театров региона. Что касается сценического искусства, то при ощутимом воздействия на музыку, танец и сценическое движение, она почти не затронула основных принципов сценической практики, которые оказались в странах ЮВА вполне самобытными. Следует, однако, подчеркнуть, что театральные традиции стран ЮВА, находясь на периферии мощной древнеиндийской культуры, законсервировали в прологовых сценах те архаические черты, которые в индийском театре были давно утрачены.
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова влияние индийское драма карана мудра нанди «Натьяшастра» прадакшина раса танец театр марионеток Юго-Восточная Азия
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
23—26 мая 2023 г. в Санкт-Петербурге пройдут Сорок четвертые (XLIV) Зографские чтения «Проблемы интерпретации традиционного индийского текста». Предлагаем вашему вниманию программу конференции. |
Подробнее...
|
|
|
|
|