|
|
|
|
Абдурраб А. А. Музыка в арабской культуре // Петербургское востоковедение. Выпуск 5. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. С. 169—201.
Многие особенности и трудности музыкального образования,
исполнительства, просветительной работы в арабских странах связаны
с характером музыки. Европейцы в своих музыковедческих исследованиях
апеллируют к устоявшейся терминологии, поясняют свои тезисы
примерами из нотного текста. Иначе дело обстоит с арабской музыкой.
При всей сложности ее восприятия мы не располагаем достаточными
возможностями ее графического анализа. Пионерам-исследователям арабского музыкального фольклора пришлось столкнуться с
неожиданностями. Звуки музыки, казалось бы, укладываются на нотные
линейки, но попытка воспроизвести услышанное по записи
обычно поражает несоответствием исходному образцу. Система европейской
графической символики оказывается малопригодной для фиксации
арабской музыки, она ее омертвляет, искажает ее звуковую
сущность. Арабскую музыку отличают сложность мелодических узоров,
ритма, особая экстатичность. В клетки сдержанной музыкальной
ткани включены яркие экспрессивные всплески. Голосовые интонации
играют огромную роль в исполнении. И еще один важный фактор,
влияющий на восприятие музыки, развитие всей музыкальной культуры
— это специфика арабской музыкальной гаммы, содержащей в себе
интервал в три четверти тона. Этот интервал считается краеугольным
камнем арабской музыки, и нарушение его существенно искажает
смысл музыкального произведения. Известно, что интервал в целый
тон в темперированном строе европейской музыки содержит два равных
полутона. В арабской музыкальной теории и практике тон содержит
четыре четвертитона...
К содержанию сборника...
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова культура арабская музыка арабская
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
6 ноября 2024 г. в ИВР РАН состоится конференция, посвященная 90-летию со дня рождения А.П. Терентьева-Катанского (1934-1998). |
Подробнее...
|
|
|
|
|