Султанов Т. И. Тюркские версии «Тарих-и Рашиди» и их место в средневековой восточнотуркестанской историографии // Петербургское востоковедение. Выпуск 9. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. С. 356—383.
«Тарих-и Рашиди» Мирзы (Мухаммада) Хайдара Дуглата (1500 —
1551) является одним из наиболее интересных по содержанию и литературной
судьбе памятников персоязычной исторической литературы
XVI в. Рукописная традиция, связанная с «Тарих-и Рашиди», достаточно
богата и разнообразна; в настоящее время, насколько можно судить
по каталогам и отдельным исследованиям, имеются данные о более
чем тридцати списках труда Мирзы Хайдара Дуглата. Автограф
сочинения пока не обнаружен; сохранившиеся списки персидского
оригинала «Тарих-и Рашиди» не всегда полны и обнаруживают некоторые
расхождения, но все же в совокупности дают возможность восстановить
весь текст сочинения. «Тарих-и Рашиди» получил особую
известность и авторитет как у ближайших к автору поколений мусульманских
читателей, так и значительно позже. О популярности труда
Мирзы Хайдара красноречиво говорят не только количество рукописей
персидского оригинала, частые рецитации и обширные эксцепции
из «Тарих-и Рашиди» у многочисленных мусульманских авторов, писавших
о прошлом Моголистана, Восточного Туркестана и Северной
Индии, но также переводы этого сочинения на тюрки, восходящие к
XVIII—XIX вв. и свидетельствующие о том, что хронологически влияние
«Тарих-и Рашиди» охватывало довольно длительный период...