|
|
|
|
Суровень Д. А. Состав переселенцев с острова Кюсю и места их расселения в центральной Японии в середине III в. н.э. (по материалам сказания о «сошествии» Ниги-хаяхи-но микото // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение. 2021. № 1 (21). С. 78—104.
В данной статье анализируется историческая основа слабо исследованного древнеяпонского сказания о «сошествии» ниги-хаяхи-но микото вместе со своими сподвижниками, которое рассказывает о их переселении в Центральную японию из страны Ама (букв. «небесной»). Это сказание
о предках родовой группы клана мононобэ-удзи наиболее полно отражено в источнике начала IX в. —
«кȳдзи-хонки». необходимо было, сопоставив материалы сказания со сведениями китайских династийных историй, результатами исследования древней топонимики и археологических исследований, выяснить реальные события, лежащие в основе данного сказания. Еще в конце XIX в. было высказано предположение, что данное сказание является отражением истории переселения некой этнической группы из западной Японии, события которой предшествовали основанию государства Ямато. предание рассказывает
о людях, «сошедших» из страны Ама, которую исследователи отождествляют со страной людей морского
народа Ама. Родиной ниги-хаяхи могло быть владение мацура. как установили исследователи, из северного Кюсю и с островов Цусима и Ики происходили и сподвижники Ниги-хаяхи. Датировка описанных в
сказании событий, исходя из результатов анализа распространения топонимов северо-кюсюской области
Ито (так называемых мару-тимэй, перенесенных в область Ямато) и связанных с ними археологических
объектов, определена исследователями как середина III в. н. э.: около 245–250 гг. н. э. действительно было
переселение из северного Кюсю в Кинай, с которым связано основание в середине III в. большого поселения Макимуку в центральной Японии. Сопоставление данных выводов с сообщениями китайских
династийных историй о событиях в юго-западной Японии середины III в. приводит нас к выводу о том,
что ниги-хаяхи-но микото и сопровождавшие его в переселении люди могли быть участниками борьбы
за власть, развернувшейся в государстве Нюй-ван-го после смерти правительницы Бимиху (яп. Химико)
в 247–248 гг. Ниги-хаяхи-но микото и его сторонники выступили против И-юй (преемницы Бимиху).
и, потерпев поражение в политической борьбе, должны были покинуть кюсю и отправиться в странствие
на восток, принеся в центральную Японию топоним Ямато (по названию главного владения государства
Нюй-ван-го, где располагалась резиденция главы этой федерации). Анализ материалов сказания показал,
что переселенцы осели в восточном Сэццу, Кавати, Идзуми и затем в области Ямато. Сподвижники Ниги-
хаяхи-но микото и их потомки стали заметной частью слоя общинной знати центральной Японии, составив основу правящего слоя раннего Ямато. Исследователи определили, что от Ниги-хаяхи происходило
более сотни знатных кланов Ямато, а его потомки составляли 25,5 % общего количества родов Ямато.
Результаты исследования позволят более полно понять социальное и политическое развитие центральной
Японии во второй половине III в.
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова Бимиху история Японии кланы древнеяпонские Кюсю Макимуку Мононобэ-удзи Нюй-ван-го Овари-удзи сказания японские Яматай Ямато
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
14 ноября 2023 г. в ИВР РАН состоятся Двенадцатые петербургские тибетологические чтения. |
Подробнее...
|
|
|
|
|