|
|
|
|
Толокнов В. С. Сохранение этнической идентичности тибетцев в условиях диаспоры в Индии / С предисловиями Н. Л. Жуковской и А. В. Зорина, автобиографией и списком публикаций // Тибетология в Санкт-Петербурге: сборник статей. Выпуск 2. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2021. С. 294–353.
Н. Л. Жуковская
ПУСТЬ ЭТО БУДЕТ ПАМЯТЬЮ О НЕМ,
О ТОМ, ЧТО ОН ПО ВОЛЕ СУДЬБЫ
НЕ УСПЕЛ СДЕЛАТЬ САМ
Больно, когда внезапно обрывается чья-то жизнь. Еще тяжелее, если это жизнь молодого человека, находившегося на взлете, перед ним только что открылся огромный мир, исследованием которого он начал заниматься. Именно это произошло с Вячеславом Толокновым.
Он поступил в аспирантуру Института этнологии и антропологии РАН в 2012 г., отлично сдал вступительные экзамены, в том числе экзамен по специальности «этнология», проявив знание основных проблем, которыми занимается эта наука. В отличие от многих поступающих в аспирантуру молодых людей, часто не знающих, чем они будут заниматься, какой народ, страна или проблема станут предметом их исследования, он имел уже сложившийся интерес к судьбе тибетской эмиграции в Индии. В Институте этнологии и антропологии тибетолога практически не было никогда, хотя небольшие работы по тем или иным вопросам, касающимся народов Тибета, изредка появлялись в трудах института. Именно поэтому и Ученый совет ИЭА РАН, утверждавший тему его диссертации, и наш Центр азиатских и тихоокеанских исследований, к которому его прикрепили, и лично я, которую назначили его научным руководителем, восприняли с интересом и, можно сказать, с энтузиазмом появление аспиранта-тибетолога, т. к. в перспективе он мог стать сотрудником института и скорее всего нашего центра. Тибетолог нам был очень нужен.
По базовому образованию, а у него их было два, Слава был учителем истории и права (Смоленский государственный педагогический университет) и бакалавром менеджмента экономического управления предприятием (Московский авиационный институт), но не востоковедом. Однако зов Востока, интерес к таинственному Тибету уже сыграл свою роль, и к моменту поступления в аспирантуру он уже немного знал тибетский и продолжал учить его с помощью живущих в России тибетских учителей. [1: Кроме того, с сентября по декабрь 2014 г. он прошел курсы грамматики и разговорного тибетского языка уровня Intermediate (средняя ступень) в Центре тибетских исследований при Библиотеке тибетских трудов и архивов в Дхарамсале, Индия; получил сертификаты об их успешном прохождении.] В работу по теме диссертации он включился сразу. Было ощущение, что еще задолго до прихода в аспирантуру эта тема уже сложилась в его голове и что ее нужно только насытить какими-то необходимыми деталями. И этим он занимался активно.
Он свободно «путешествовал» по интернету в поисках необходимого материала, переписывался со многими учеными-тибетологами и живущими в разных странах Европы и в США тибетскими эмигрантами. Это очень помогло ему сориентироваться в основных проблемах жизни тибетцев, покинувших родину в поисках новых возможностей для себя и своего народа.
Слава участвовал в восьми научных конференциях, которые происходили в Москве (в Институте этнологии и антропологии РАН, Институте востоковедения РАН), в Санкт-Петербурге (в Институте восточных рукописей РАН и в СПбГУ, где конференция была международной), участвовал в работе XI Конгресса антропологов и этнологов России, который состоялся в Екатеринбурге. В сентябре 2015 г. Слава выступил с докладом на Международном симпозиуме молодых тибетологов в Лейпциге.
И все же главным для себя он считал обязательно побывать в Индии и своими глазами увидеть, как живут там тибетские эмигранты, как сохраняют или, напротив, теряют свой язык и свою культуру, какие общественные организации им в этом помогают, какие у них возможности получить хорошее образование, найти приличную работу, чтобы иметь возможность содержать семью, какова политика индийского правительства по отношению к тибетским мигрантам и многое другое.
Ему удалось осуществить свою мечту: дважды побывать в Индии и провести полевые исследования в местах поселения тибетских мигрантов, в 2014 г. — в штате Химачал-Прадеш на севере Индии, в 2015 г. — в том же штате Химачал-Прадеш на севере и в штате Карнатака на юге страны. Этот материал лег в основу его диссертационного исследования. Из последней поездки, длившейся 3 месяца (с октября по декабрь 2015 г.), на которую Слава выиграл грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), он вернулся буквально светящимся от радости, что нашел очень интересный материал.
Заскочив к нам в Центр азиатских и тихоокеанских исследований всего лишь на пару часов в последних числах декабря 2015 г., он сказал, что уезжает на новогодние каникулы к родителям в Смоленск, где будет писать отчет о поездке в Индию, завершит работу над диссертацией и по возвращении в январе 2016 г. представит ее на окончательное обсуждение.
И всё! В конце января пришла трагическая весть о его безвременном и скоропостижном уходе из жизни. Трудно смириться с этой потерей всем, кто его знал. Пусть предлагаемая ниже публикация фрагментов его исследования будет памятью о нем, о том, что он по воле судьбы не успел доделать сам.
К содержанию сборника...
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова диаспора тибетская в Индии Дхарамсала Карнатака отношения тибетско-индийские эмиграция тибетская
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
11 октября 2023 г. (среда) в 14:00 в каб. 146 («Кабинет изучения Лотосовой Сутры») состоится заседание комиссии по аттестации аспирантов ИВР РАН. |
Подробнее...
|
|
|
|
|