Мартынов Д. Е. Специфика деятельности X православной Духовной миссии в Пекине (1821–1831) // Миссионеры на Дальнем Востоке: Материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 19–20 ноября 2014 г.). СПб.: Издательство РХГА, 2014. С. 114–116.
По справедливому высказыванию Н. И. Веселовского, Российская
духовная миссия была «своеобразным учреждением, возникшим
в силу исторических случайностей» [1]. Главным отличием
деятельности православной миссии от католических и протестантских
миссий западных стран была изначально узкая направленность
ее деятельности: на первое место была поставлена задача
сохранения веры и культуры среди маленькой общины потомков
этнических русских (албазинцев), а не проповедь среди китайцев.
Это же предопределило разницу в миссионерском послании —
если католические и протестантские миссионеры вынуждены
были убеждать китайцев с их специфическим этноцентрическим
мировосприятием в преимуществе новой для них религии, то православные
миссионеры должны были напоминать албазинцам о
необходимости сохранения веры предков, которая не позволит
им полностью погрузиться в китайский мир [2]. Эффективность
миссий XVIII – первой четверти XIX вв. (с Первой по Девятую
включительно) оказалась крайне невелика, поскольку задача противодействия
китаизации заставляла православных служителей
миссии осмысливать пекинскую реальность в терминологии суеверия,
идолопоклонства и т. д. Это сближало их оценки с оценками
инославных миссионеров...
Объявление о предзащите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук Богданова Ивана Валерьевича «Проблемы изучения лексики египетского языка эпохи Древнего царства: фразеология, титулы, антропонимика».