|
|
|
|
Mongolica. Том XXVI, 2023, №1. Посвящается юбилею монголоведа Нины Павловны Шастиной (1898–1980) / Главный редактор И. В. Кульганек. Секретарь Д. А. Носов, помощник секретаря М. А. Козинцев. СПб., 2023. 106 с. ISSN 2311-5939.
СОДЕРЖАНИЕ
С. С. Сабрукова. Обзор личного фонда Н. П. Шастиной (1898–1980) в Архиве востоковедов ИВР РАН — 5 Статья-обзор посвящена биографии монголоведа, историографа истории Монгольской Народной Республики МНР и отечественного востоковедения Нины Павловны Шастиной (1898–1980)й и описанию состава документов в ее фонде (Ф. 146), хранящемся в Архиве востоковедов ИВР РАН. Некоторые моменты из жизни ученого освещаются по данным неопубликованных ранее документов. Особый интерес представляют письма Шастиной к Т.А. Бурдуковой, в которых она рассказывает о своей научно-организационной деятельности. Дается описание документов, сохранившихся в фонде: научных трудов и материалов к ним (1922–2003), документов к биографии (1922 — не позднее 1980), по научно-организационной и педагогической деятельности (1937–1980), документов родственников (не позднее 1980), научных трудов и материалов других лиц (1905–2008). Ключевые слова: Н. П. Шастина, изучение истории, историография МНР, отечественное востоковедение, архивные материалы
ИСТОРИОГРАФИЯ. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ
Р. Ю. Почекаев. Процесс 1251 г. и Мункесар-нойон: к вопросу о статусе судьи-дзаргучи в Монгольской империи XIII в. — 14
В статье проводится историко-правовой анализ суда над потомками Чингис-хана и их приверженцами, устро-
ившими заговор против хана Мунке в 1251 г. Основное внимание уделено процессуальным аспектам этого дела,
стадиям разбирательства, участникам процесса, доказательствам, использовавшимся для обвинения подсудимых. Центральной фигурой в процессе 1251 г. являлся нойон Мункесар, занимавший пост главного дзаргучи (судьи) Монгольской империи. Автор предпринимает попытку на примере данного разбирательства охарактеризовать его
права и обязанности, тем самым выявляя правовой статус судьи-дзаргучи в Монгольской империи XIII в.
Ключевые слова: Монгольская империя, традиционное право, суд и процесс, статус судьи
Ю. И. Елихина. Находки из Южного Хангая монголо-тибетской экспедиции П. К. Козлова в коллекции Государственного Эрмитажа — 22
В статье автор приводит описание некоторых находок Монголо-тибетской экспедиции П. К. Козлова 1923–1926 гг. в южный Хангай. После завершения раскопок Ноин-Улы исследователи изучали еще территорию южного Хангая с августа 1925 г. по сентябрь 1926 г. Они раскапывали курганы, отмечали могильники, раскапывали некоторые погребения, фиксировали наскальные рисунки и надписи, собирали подъемный материал. Для изучения происхождения находок автор использовал опубликованный дневник П. К. Козлова и его экспедиционные фотографии. Находки, их насчитывается 365, относятся к разному времени, начиная с периода хунну и заканчивая архитектурными фрагментами XVII в. В 1926 г. они поступили в Государственную академию материальной культуры, а в 1936 г. были переданы в Государственный Эрмитаж. Эти артефакты не были опубликованы и введены в научный оборот.
Ключевые слова: находки, Монголо-тибетская экспедиция, П. К. Козлов, Южный Хангай, подъемный материал
Т. Д. Скрынникова. «Плач» Толуя в «Тайной истории монголов» — 29
Статья посвящена анализу одного из элегических отрывков в «Тайной истории монголов». Этот отрывок является поэтическим описанием болезни Угэдэя и метода ее лечения: чтобы избавить Угэдэя от болезни, владыки и хаты земли-воды китайского народа потребовали в качестве заместителя-дзолик его близкого родственника. Шаманы совершили обряд выкупа жизни Угэдэя: oбъектом, принявшим на себя болезнь Угэдэя, становился Толуй. Толуй объясняет, ради чего он идет на жертву – чтобы спасти лидера и главу монгольского народа, выбранного Чингис-ханом, описывает историю своих взаимоотношений с Угэдэем. Этот текст может свидетельствовать о существовании в монгольской среде реального выкупа человеческой жизнью. Структура этого небольшого текста и символическое значение его частей позволяют обозначить его как плач младшего сына Чингис-хана Толуя по самому себе.
Ключевые слова: Тайная история монголов, Толуй, Угэдэй, дзолик, заместитель больного, жанр плача, элегия
ФИЛОЛОГИЯ
Ч. Заяасурэн. Хүүхдийн оюун ухааны хөгжилд аман зохиолын бага төрөл нөлөөлөх нь (О влиянии малых жанров фольклора на интеллектуальное развитие детей) — 35
Г.-О. Батзаяа. Монгол хэл, аялгуунуудыг ангилан хуваалаан түүх, өнөөгийн байдал (История и современное состояние классификации монгольских языков и их диалектов) — 41
Ц. Б. Селеева. Поэтические особенности калмыцких народных загадок — 61
Статья посвящена рассмотрению поэтических особенностей калмыцких народных загадок – тематики и художественно-выразительных средств. Актуальность проблематики обусловлена тем, что загадки относятся к малоисследованным жанрам калмыцкого фольклора. Будучи культурно-маркированными текстами, они играют особую роль в накапливании и передаче из поколения в поколение коллективного опыта материальной и духовной жизни народа, в познании объективных законов жизни и общества. Тезаурус загадок как мир сакрально-значимых предметов отражает мифологемы и элементы астрального культа, в более древних образцах калмыцких загадок сохраняются пережитки анимистических культов, а поздним свойственен антропоморфизм. В загадках, как и в сказках, звери и птицы наделяются символическими и комическими чертами. Художественные образы растительного мира содержат глубокие наблюдения народа за окружающим их миром, встречается разнообразие растений и растительных культур, произрастающих в степном ареале. В текстах загадок сохранились реликты охотничьего и скотоводческого быта, рудименты древних обрядов и ритуалов, наблюдения над явлениями природы. Национальное своеобразие калмыцкой загадки характеризуется предметами и элементами традиционного быта, отражающими реалии кочевой жизни народа. Наряду с традиционной тематикой, в загадках отражена историческая, социально-политическая, экономическая и религиозная жизнь калмыцкого общества. Существенное влияние буддизма на калмыцкую фольклорную традицию вызвало к жизни план буддийских реалий и в загадках. Поэтическая образность загадок включает мировосприятие народа, его нравственно-этические и эстетические идеалы, материалистическое пониманием окружающего мира. Художественно-выразительные средства придают загадке лаконичность, образную и смысловую завершенность.
Ключевые слова: калмыцкие народные загадки, калмыцкий фольклор, малые жанры, тезаурус загадок, поэтика загадок
Б.-Х. Б. Цыбикова. Традиционный фольклор в бурятских диаспорах Китая и Монголии — 73
В статье освещается судьба бурятского фольклора в иноэтнической среде, на основе характеристики устной
локальной традиции в двух территориально-изолированных группах бурят за рубежом выявлено своеобразие анклавных традиций в Китае и Монголии. Особенности бытования традиционного фольклора в эмигрантских диаспорах бурят связаны с характером расселения, окружения, среды; немаловажным фактором, повлиявшим на модификацию фольклорной культуры, послужили исторические условия, политические факторы взаимоотношений мигрантов и принимающего общества. Проанализировав фольклорно-этнографический ландшафт двух бурятских анклавов, сделан следующий вывод: если буряты Китая в чужом социокультурном окружении чувствуют себя частью этнических бурят России, то монгольские буряты, не забывая свои корни и истоки, имеют больше оснований считать себя неотъемлемой единицей монголосферы. Подобная ситуация своеобразно выразилась в том, что имеющийся фольклорный багаж бурятской диаспоры в Китае отличается своим этническим своеобразием, сочетающем в себе материнские и общемонгольские традиции; в Монголии же наблюдается тенденция слияния традиционного фольклора бурят с родственным халха-монгольским.
Ключевые слова: фольклор, бурятские диаспоры в Китае и Монголии
Д. В. Убушиева. Иван Иванович Попов и его коллекция калмыцкого фольклора — 80
Статья посвящена собирателю калмыцкого устного народного творчества И. И. Попову и описанию его фоль-
клорной коллекции. Его рукописные книги, хранятся в Государственном архиве Ростовской области и в Монгольском фонде Института восточных рукописей РАН. Фольклорная коллекция И. И. Попова по времени записи является одной из ранних и содержит девять рукописных книг, в которых зафиксированы песнь эпоса «Джангар»,
пятьдесят одна сказка, легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, приметы, обрядники, буддийские сочинения, ритуальные тексты праздника Урюс сар, сутра Белого старца, сказывание по кости и многое другое. Установлены даты жизни и смерти И. И. Попова (1859–1925), а также документально подтверждено, что собиратель калмыцкого фольклора имел степень кандидата права и с 1899–1914 гг. трудился мировым судьей. Введение в научный оборот данного собрания, расширит научные знания по культуре калмыков, позволит в определенной степени по-новому взглянуть на связи фольклора калмыков с другими родственными и неродственными народами, а также даст монголоведам возможность для типологических исследований.
Ключевые слова: Иван Иванович Попов, «ясное письмо», запись и сохранение калмыцкого фольклора, эпос «Джангар», сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, приметы, обрядники, буддийские сочинения, ритуальные тексты праздника Урюс сар, сутра Белого старца, сказывание по кости, комментарии, перевод на русский язык.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Ю. В. Болтач. Одиннадцатые петербургские тибетологические чтения (28 ноября 2022 г., ИВР РАН) — 93
Т. Г. Басангова. Труды фольклористов Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова за 2022 год — 98
Н. В. Ямпольская. Рец. на: Чингис хааны нийслэл Хархорум хотын өв / Ред. А. Энхтөр, ерөнхий ред. Г. Эрэгзэн, С. Чулуун. 2021. – 244 х. — 101
IN MEMORIAM
М. П. Петрова. Памяти Д. Цэдэва (1940–2023) — 105
PDF-файлы Полный текст выпуска
Ключевые слова Шастина, Нина Павловна
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
Предлагаем вашему вниманию список книг, составивших выставку новых поступлений в Библиотеку ИВР РАН (01.03.2024 г.). |
Подробнее...
|
|
|
|
|