Клементьева Т.В. Понятия фэн風 («веяния») и су俗 («обычаи») в древне-китайских текстах эпохи Хань 漢 (202 г. до н. э. — 220 г. н. э.) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2024. Т. 16. Вып. 2. С. 297–313. https://doi.org/10.21638/spbu13.2024.201
Понятия фэн 風 («веяния») и су 俗 («обычаи») играли важную роль в политическом дискурсе Древнего Китая начиная с эпохи Чжаньго 戰國 («Борющиеся царства», V–III вв. до н. э.). Выражая неоднородность и разобщенность в привычках людей, живущих в разных регионах или в разное время, фэн и су выступали объектом наблюдения, а затем преобразования со стороны верховной власти, стремившейся к объединению своих территорий. Начиная с эпохи Хань 漢 (202 г. до н. э. — 220 г. н. э.) сочетание фэн су впервые начинает регулярно и активно употребляться в древнекитайских текстах, выступая предметом обсуждения в различных трактатах и императорских указах. В статье рассмотрена семантика знаков фэн и су, сложившаяся в эпоху Чжоу 周 (XI–III вв. до н. э.), после чего предложено объяснение разницы между ними как внешней и внутренней обусловленности поведения человека. На материале текстов эпохи Хань было выявлено, каким должностным лицам поручалось урегулировать фэн и су, и в результате было установлено, что большинство таких чиновников одновременно исполняли обязанности советников либо должны были представлять императору критику. По итогам анализа была также выдвинута идея о том, что частота употребления в текстах сочетания фэн су возрастала по мере приближения страны к кризисному времени.
22 мая 2024 г. (среда) в 14:00 состоится заседание Ученого Совета, на котором будет заслушан доклад c.н.с., Ph.D. Н.В. Ямпольской «Маргиналии как ключ к реконструкции процесса работы скрипториев в Монголии XVII века».