Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
  Версия для печати

Пучковский Л.С. Монгольские, бурят-монгольские и ойратские рукописи и ксилографы Института востоковедения. Вып. 1. История, право. Ответственные редакторы Б.И.Панкратов, Д.И.Тихонов. М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР. 1957. 280 с., илл.


Из Предисловия:

Собирание монгольских письменных памятников, хранящихся в Институте, было начато, по-видимому, в первой четверти XVIII в. Точных сведений об этом у нас не имеется, и в литературе встречается только одно упоминание о том, что в 1720 г. в библиотеку Кунсткамеры поступили монгольские рукописи, обнаруженные в развалинах монастыря Аблай-хид на Иртыше.

С созданием Академии Наук вопросам собирания письменных памятников народов Востока уделялось особое внимание, и русские ученые XVIII в., совершавшие путешествия по поручению Академии Наук, в числе различных научных материалов привозили также монгольские рукописи и ксилографы. В 1818 г они вместе с другими восточными материалами были переданы в основанный тогда Азиатский музей. В дальнейшем (до середины 60-х годов XIX в.) в Азиатский музей поступило еще несколько собрании монгольских письменных памятников. Таким образом составились первые десять коллекций Собрания монгольских рукописей и ксилографов.

Содержание этих коллекции, а также коллекции КДА (бывш. Казанской духовной академии), поступившей в Азиатский музей, по-видимому, в 1855–1857 гг., составляют главным образом буддийские сочинения. Летописи, памятники феодального права, сочинения по медицине, грамматике и т. п. в них встречаются очень редко, а произведения народной словесности почти совершенно отсутствуют. Такой состав коллекций следует объяснить прежде всего тем, что буддийская литература в феодальной Монголии являлась наиболее распространенной. Поэтому она была и самой доступной для приобретения. Необходимо также отметить, что интересы большинства собирателей монгольских письменных памятников в то время ограничивались главным образом изучением буддизма.

В дальнейшем разностороннее развитие русского монголоведения расширило круг научных интересов монголоведов, что получило отражение в коллекциях, собранных ими во второй половине XIX и первой половине XX в. Так, например, коллекция, собранная А.М.Позднеевым, очень разнообразна по своему составу: кроме буддийских сочинений, в ней имеется несколько монгольских, бурят-монгольских и ойратских исторических трудов, официальные документы по разного рода судебным и административным вопросам, частные письма монгольских князей об уплате долгов, различные материалы по народному творчеству (записи песен, сказок, пословиц, поговорок и т. п.).

Научные интересы К.Ф.Голстунского отразились в его коллекции: в ней содержатся сочинения по истории ойратов, монгольско-ойратские уложения и записи ойратского фольклора.

Первая коллекция Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии (1903 г.) содержит богатые материалы по бурят-монгольскому фольклору; вторая коллекция (1904 г.) – некоторые ценные памятники истории бурят-монголов; третья коллекция (1911 г.) является самой обширной и разнообразной по содержанию: в ней имеются как большие летописи (один из списков труда Саган Сэцэна, история Юаньской династии и др.), так и небольшие исторические записки. Из них особенно следует отметить сочинение «Ганга-йин урусхал» – «Течение Ганга». Несомненный интерес представляют материалы по эпосу и фольклору, собранные во Внутренней Монголии, а также записи по шаманству.

В коллекциях Б. Я. Владимирцова имеются записи произведений монгольско-ойратского героического эпоса, ойратские записи эпоса «Гэсэр», монгольские переводы китайских романов, фольклорные записи, сделанные в западной Монголии, и тому подобные материалы.

Из позднейших поступлений следует отметить: 1) первую бурят-монгольскую коллекцию 1935 г., в которой наиболее ценными являются бурят-монгольские летописи; 2) коллекцию С. Д. Дылыкова (1936 г.), содержащую сборники степных законов, родословные и другие материалы по истории бурят-монголов; 3) коллекцию Д.А.Алексеева (1948 г.), богатую записями бурят-монгольского героического эпоса и фольклора.

PDF-файлы

Полный текст каталога

Ключевые слова


история бурят
история монголов
история ойратов
ксилографы монгольские
право монгольское
рукописи монгольские

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10970
Монографий1594
Статей9118
Случайная новость: Объявления
27 мая, в понедельник, состоится очередное заседание иранистического семинара «Фрейманские чтения», посвященного вопросам иранской филологии. 
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type