Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
  Версия для печати

Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство: Пятые Доржиевские чтения // Ответственный редактор А.О.Бороноев. Ведущий редактор Ц.А.Самбуева. Научные редакторы: И.В.Кульганек, Ю.В.Болтач, Е.Ю.Харькова. СПб.: Гиперион, 2013, 376 с.


В сборнике представлены статьи, подготовленные по материалам докладов и выступлений на Пятых Доржиевских чтениях, которые прошли в Санкт-Петербурге 13—15 июня 2012 г. В Пятых Доржиевских чтениях приняли участие представители ведущих буддологических центров Санкт-Петербурга, Москвы, Улан-Удэ, Элисты, Читы и других регионов и городов России. Особое место в сборнике занимают работы, посвященные личности Агвана Доржиева, его роли в распространении и сохранении буддийской традиции в нашей стране. Авторы освещают актуальные проблемы буддийского мировоззрения, истории буддизма, путей и этапов его распространения в России, его влияния на культуру и повседневную жизнь народов, исповедующих буддизм. В сборник также включены доклады, посвященные буддийской культуре, истории, источниковедению, языкознанию и искусству, научным экспедициям в буддийские регионы, полевым исследованиям.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие — 3

Приветствия — 5

Агван Доржиев (1854—1938): личность, эпоха, современники

Н. Амгалан. Архивный документ об истории буддийского храма в Санкт-Петербурге — 10

Б. С. Дугаров. Агван Доржиев в воспоминаниях окинских бурят — 16

Ш. Сонинбаяр. Далай лама XIII в Монголии — 23

Д. Г. Чимитдоржин. «Агван Доржиев — часть истории Тибета» (Далай-лама XIV) — 27

Буддизм: история, государство, общество

Л. Л. Абаева. Глобализационный, этноинтегрируюший и консолидирующий потенциал буддийской культуры в монголосфере — 33

Т. Ариунболд. О буддийской секте «красношапочников» в Монголии — 38

Ж. А. Аякова. Межкультурный диалог буддийских женщин в глобальном мире — 42

М. Г. Банаева. Буряты и калмыки г. Москвы: социокультурные исследования — 46

Т. Ц. Бардуева. К истории распространения и становления буддизма в Бурятии — 51

Т. В. Бернюкевич. Религиозный синкретизм буддийских верований в России как следствие культурного пограничья — 57

Н. Д. Болсохоева. Чоки Агван Пунцок — буддийский учитель и миссионер — 62

С. Б. Бымбыгыденова. Буддийское духовенство в процессе социальной активизации — 70

М. И. Воробьева-Десятовская. Учение Будды в Средней Азии — 72

Ю. И. Дробышев, С. Д. Сыртыпова, П. Д. Гунин. Экологический потенциал Махаяны — 74

Е. И. Кычанов. Буддийские общины Си Ся и «чанчжу» («постоянно живущие») — 77

Г. Е. Манзанов. Современное состояние буддизма в Байкальском регионе: социологический срез — 81

Э. Мунхцэцэг. Буддийские храмы, построенные по повелению маньчжурских императоров на территории Халха-Монголии в XVIII веке — 87

Т. Д. Скрынткова. Концепция törö в монгольском буд дизме XVII в. — 95

Н. Ц. Хантургаева. Религиозная ситуация в Бурятии (по результатам социологических исследований) — 106

Лама Даши Шаглахаев. Правоспособность религиозных организаций Бурятии как некоммерческих юридических лиц — 114

М. Л. Швецов. Появление и пути развития буддизма в степях Восточной Европы в VI—XV вв. — 120

Vladimir Tikhonov. India as Viewed by Ancient and Mediaeval Koreans — Focused on Karak Kukki — 128

Философия и учение буддизма

Ю. В. Болтач. «Главы [о] зарождении стремления [к] деяниям совершенствования» корейского буддийского наставника Вонхё — 139

С. Л. Бурмистров. «Письма о буддийской этике» Б. Д. Дандарона и западная философия — 148

Б. Ц. Жамбаев. Феномен Итигэлова в контексте специальной теории относительности — 155

У. Б. Жамбаева. Значение учения о бодхичитте в тибетском буддизме — 158

М. Н. Кожевникова. Буддийская концепция «обучения Других» у Арьядевы и в литературе Праджняпарамиты — 163

В. М. Монтлевич. Ранний период развития тантры Ваджрасаттвы в Тибете и России (Ответы на семь позиций письма В. Д. Ковалева) — 171

Ю. Ц. Тыхеева, O. A. Шишмарева. Путь буддиста — 177

О. С. Хижняк. Современные западные представления о буддизме: мифы и реальность — 182

Буддийская культура

Источниковедение и языкознание


И. С. Гуревич. Буддизм и язык — 191

A. B. Зорин. Тексты тибетского переводчика и йогина Пэл Гало (XII в.) в древнем тибетском свитке из коллекции Института восточных рукописей РАН — 200

С. Ю. Рыженков. О китайских переводах махаянской «Махапаринирвана-сутры» — 209

A. A. Сизова. О жанровой классификации тибетской «литературы Пути» (на материале «Перечня нескольких редких книг» Аку Шейраб Гьяцо) — 215

A. А. Туранская. Бурятский ксилограф избранных песнопений Миларэпы — 220

Н. В. Ямполъская. Новые сведения о монгольских переводах сутры «Аштасахасрика Праджняпарамита» — 223

Литература и искусство

М. Ф. Альбедиль. Буддийские культовые предметы в музейном пространстве: к истории одной коллекции МАЭ РАН — 230

Б. Б. Бадмаев, И. В. Васильева. Сохранение традиций и эволюция в реконструкции убранства дацана Гунзэчойнэй — 234

Л. С. Дампилова. Образ Миларайбы в современной бурятской поэзии — 242

Ю. И. Елихина. Буддийская бронзовая курильница, подаренная Санкт-Петербургскому дацану в 2011 г. — 248

А. Н. Соловьев. Тысячелетие Прибежища Руси. Потанные драгоценности — 252

H. A. Субангулова. Дидактические и социальные аспекты сакрального в дзэн-буддийских искусствах — 258

Е. В. Сундуева. Легенды о первом бурятском Хамбо Ламе Дамба-Дарже Заяеве в сартульском фольклоре — 262

Медицина

Е. А. Валеева Фаррингтон. Духовный и психологический аспекты тибетской медицины — 267

A. B. Теплякова. Медицинское сочинение Джамгёна Конгтрула Лодрё Тхае и его значение для современного мира — 276

Е. Ю. Харькова. Становление медицинской традиции в Тибете

согласно сочинениям Муге Самтэна Гьяцо (1914—1993) — 279

Буддизм в этнокультурных традициях

С. Г. Батырева. К проблеме этнической специфики иконографии буддизма (по материалам экспедиции в Западную Монголию) — 286

З. А. Будаева. Буддийские мотивы в бурятском новогоднем

празднике Сагалган — 291

В. В. Лыгденова. Праздник богини Янжимы в Баргузинском районе Республики Бурятия (по материалам полевой экспедиции) — 297

В. Н. Мазурина. О деятельности этнографического ансамбля в Бурятии. 20-ые годы XX в. (по материалам архивов Санкт-Петербурга и восточного собрания ГМИР) — 301

Л. Ц. Малзурова. Культовые места Тунки — 307

М. М. Содномпилова. Домашний алтарь в современном бурятском жилище: традиция и обновление — 312

Исследования Центральной Азии

A. И. Андреев, Т. Ю. Гнатюк. Этнографические исследования российских экспедиций в Центральной Азии

(конец XIX — начало XX вв.) — 318

Т. В. Ермакова. Деятельность А.М.Позднеева в буддийских регионах Российской империи (по материалам Архива востоковедов ИВР РАН) — 327

B. Ю. Жуков, И. В. Кулъганек. Программа Хангайской экспедиции Ученого комитета МНР в 1928 г. — 330

О. Н. Полянская. Поездка B. Л. Котвича в Монголию в 1912 г. по материалам архива Польской академии наук — 334

Э.А. Томша. Центрально-Азиатская экспедиция Н. К. Рериха (1923—1928 гг.). История, исследования, результаты — 338

Тезисы

C. Д. Сыртыпова. Святые места Трансбайкалья, связанные с именем А. Доржиева — 347

Сообщения

Б. Ц. Батомункин. Об особенностях бараньей лопатки (Кладезь мудрости степной цивилизации) — 348

A. A. Губин. Буддизм в Прибайкалье — 355

A. B. Федорова. Средневековый монастырь-университет Ратнагири (Восточная Индия, штат Орисса) — 362

Об авторах сборника — 364

PDF-файлы

Аннотация, Предисловие, Приветствия, Об авторах сборника, Содержание

Ключевые слова


Бурятия
Агван Доржиев
буддийская культура

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10970
Монографий1594
Статей9118
b_vorobyova_desyatovskaya_2.jpg
Случайная новость: Объявления
22–24 апреля 2024 г. в ИВР РАН пройдет Третья Международная научная конференция «Рукописное наследие Востока», посвященная 140-летию со дня рождения Б.Я. Владимирцова (1884–1931).
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type