|
|
|
|
Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство: Шестые Доржиевские чтения / Ответственный редактор А.О.Бороноев. Ведущий редактор Ц.А.Самбуева. Научные редакторы: И.В.Кульганек, Ю.В.Болтач, Е.Ю.Харькова. СПб.: Гиперион, 2015. 432 с.
В сборнике представлены статьи, подготовленные по материалам докладов и выступлений на Шестых Доржиевских чтениях, которые прошли в г. Улан-Удэ и с. Нарын-Ацагат 13—16 июля 2014 г. В Шестых Доржиевских чтениях приняли участие представители ведущих буддологических центров России — Санкт-Петербурга, Элисты, Екатеринбурга, Иркутска, Улан-Удэ, Агинского, а также зарубежных стран — Польши, Чехии, КНР. Особое место в сборнике занимают работы, посвященные личности Агвана Доржиева, его роли в распространении и сохранении буддийской традиции в нашей стране. Авторы освещают актуальные проблемы буддийского мировоззрения, истории буддизма, путей и этапов его распространения в России, его влияния на культуру и повседневную жизнь народов, исповедующих буддизм. В сборник также включены доклады, посвященные буддийской культуре, истории, источниковедению, языкознанию и искусству, научным экспедициям в буддийские регионы, полевым исследованиям.
Содержание
Предисловие (3)
Приветствия (5)
Агван Доржиев (1854—1938): личность, эпоха, современники
Л. Л. Абаева. Аксиологические доминанты обновленческого движения буддийского духовенства в контексте деятельности Агвана Доржиева: современные интерпретации (8)
Ж. А. Аякова. Тибетский буддизм в США: Геше Вангьял и его Учитель Агван Доржиев (16)
С. Б. Бардалеева. Перерожденец из Цугола (по материалам музейной коллекции Ганджурвы гэгэна Д. Норбоева) (21)
Ю. В. Кузьмин. П. А. Бадмаев и «тибетский вопрос»: Агван Доржиев и Гомбожаб Цыбиков (29)
Г. С. Митыпова. Исторические сюжеты и эпизоды совместной деятельности Цаннид Хамбо Агвана Доржиева и Хамбо ламы Чойнзон-Доржи Иролтуева в конце ХIХ — начале ХХ вв. (39)
Соёлмаа. Характеристика письменности «вагиндра» Агвана Доржиева (44)
Д. Г. Чимитдоржин. Цаннид Хамбо Агван Доржиев и Кырменский дацан (56)
Буддизм: история, государство, общество
Д. Д. Амоголонова. Десекуляризация социокультурных процессов в пространстве межэтнического взаимодействия (на материалах Бурятии) (61)
Н. Ф. Бакараева. Буддизм в Калмыкии в начале XXI века (68)
М. Б. Глаудинова. Буддийские монастыри VIII—XIV вв. как источники по истории и культуре Уйгурского государства (74)
Э. Д. Дагбаев. Буддийский фактор в политической жизни России (87)
Б. Ц. Дашиева. Лесопосадки XIX века на территории архитектурно-храмового комплекса Агинского дацана Дэчен Лхундублинг (93)
Д. Г. Кикнадзе. Религиозный мир японского общества X — XIII вв. по материалам сборника «Удзи сюи моногатари» («Рассказы, собранные в Удзи», XIII в.) (98)
Я. В. Куус. Психологические аспекты представлений о счастье в Бурятии (108)
Б. М. Нармаев, Е. Ю. Харькова. Данзан-Хайбзун Самаев в воспоминаниях близких, коллег и друзей (112)
А. Б. Ооржак. Роль геше Шивалха Ринпоче для возрождения и развития буддийской религии в Республике Тыва (128)
С. С. Сабрукова. Калмыцкий буддизм конца XIX — начала XX вв.: жизнь и быт (по материалам Архива востоковедов ИВР РАН) (135)
Ч. С. Сультимов (Чингиз Лама). Восемь великих махасиддх — восемь великих лам Земли Очирвани (146)
М. С. Уланов, Г. В. Уланова. Буддийская экономика — как это возможно? (150)
Е. А. Хамаганова. О визите монгольской депутации в Санкт-Петербург в 1911 году (по архивным материалам) (154)
Е. Ю. Харькова. Муге Самтэн Гьяцо — выдающийся тибетский ученый и просветитель XX в. (166)
В. В. Щепкин. Буддизм и внешняя политика: три правительственных храма в землях айнов (174)
Философия и учение буддизма
Ю. В. Болтач. «Слово наставления людям, впервые [обращающим] помыслы [к] учебе» (Ке чхо сим хак ин мун) корейского буддийского наставника Пуриль Почжо-кукса Чинуля (1158—1210) (185)
С. Л. Бурмистров. Буддизм и веданта в философии Б. Д. Дандарона (197)
Р. Н. Крапивина. Сознание, обращенное к пробуждению, и его формы в сочинении «Украшение из постижений» (Mngon-rtogs rgyan; скр.: Abhisamayālankāra) (205)
Н. В. Пупышева. Парадигмальные основания базовых различий буддийских и западных наук (215)
О. С. Хижняк. Значение принципа полиморфизма буддизма для изучения культовых памятников (222)
Ш. Ш. Цыбанов. Буддийская парадигма равенства в индийской культуре (229)
А. В. Щербина. Б.Д.Дандарон: опыт буддийской критики современного научного мировоззрения (232)
Буддийская культура
Язык и литература
А. А. Бурыкин. Из истории лексики, связанной с буддизмом, в русском литературном языке XVII — начала XXI веков (позиции в буддийской церковной иерархии) (239)
И. С. Гуревич. «Сутра Шестого Патриарха» — наиболее раннее юйлу школы чань (dhyāna) (249)
Э. Мунхцэцэг. Буддийские и шаманские термины в толковом словаре «Зерцало маньчжуро-монгольской словесности» (1717) (259)
Д. А. Носов. Буддийские элементы в монгольской народной несказочной прозе (268)
А. А. Сизова. Рассказ о птицах калавинках в комментарии к ламриму, написанном Кьюра Йондзином (276)
Е. В. Сундуева. Внутренняя форма названия обряда милаан в бурятском языке (286)
Искусство
Е. В. Асалханова. Мастер Санкт-Петербургского дацана Гэлэк-Чжамцо Цэбэгийн (1869—1940) и его рукопись «Повесть о Молон-тойне» (292)
В. В. Деменова. Истоки формирования коллекций буддийского искусства на Урале (Ирбит, Екатеринбург, Челябинск) (302)
О. П. Дешпанде. Буддийское паломничество и скульптура буддизма тхеравады: тенденции развития буддийской иконографии стран Индокитая (309)
Ю. И. Елихина. Одна живописная работа О. Будаева из коллекции Государственного Эрмитажа (318)
Н. А. Субангулова. Роль дзэн-буддийских искусств в духовном совершенствовании адепта (321)
Медицина
Э. Э. Бадмаева. Актуальные вопросы подготовки специалистов тибетской медицины (324)
Н. Д. Болсохоева. Тибетские медицинские иллюстрации Д. Ендонова — важный компонент образования в Ацагатском манба дацане (327)
Буддизм в этнокультурных традициях
Э. П. Бакаева, К. В. Орлова. Обряд отрезания черного языка в свете буддийской письменной традиции калмыков России и ойратов Монголии (337)
Б. Ц. Батомункин. О разновидностях традиционных бурятских ножей (346)
Л. С. Дампилова. Буддийский фактор в шаманских обрядовых материалах бурят (353)
Б. С. Дугаров. Образ Хан Шаргай-нойона: шаманистский культ и его буддийская трансформация (360)
Исследования Центральной Азии
Р. М. Валеев, Р. З. Валеева, Р. Г. Федорченко. Истоки научной традиции отечественной санскритологии, буддологии и тибетологии в Казанском университете (ХIХ век) (366)
Т. В. Ермакова, В. Н. Мазурина. Н. И. Воробьев (1869—1950): портрет собирателя (379)
В. Ю. Жуков, И. В. Кульганек. Письма к сыну в Монголию: А. А. Кондратьев — С. А. Кондратьеву. 1923—1925 годы (387)
Д. Н. Музраева. К сравнительному изучению литературно-книжной традиции калмыков и ойратов Западной Монголии (на материале экспедиций 2006 и 2013 гг.) (405)
Abstracts (413)
Об авторах сборника (425) PDF-файлы Аннотация, Abstracts, Содержание
Ключевые слова Доржиев, Агван история буддизма
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
Вступительный экзамен в аспирантуру ИВР РАН по философии состоится 04.09.2023 (понедельник) в 12:00 в каб. 146 ("Кабинет изучения Лотосовой сутры"). |
Подробнее...
|
|
|
|
|