|
ал-Джилани (Гилани), Мухйи ад-дин ‘Абд ал-Кадир б. Аби Салих Джангидуст [Акимушкин О.Ф.] / Ислам. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор С. М. Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1991.
ал-Джилани (Гилани), Мухйи ад-дин ‘Абд ал-Кадир б.
Аби Салих Джангидуст (1077—1166) — ханбалитский проповедник и богослов,
суфийский шайх. Родился в селении Нифа (Найфа) в провинции Гилан (Иран), перс
по происхождению (судя по прозванию отца). В возрасте 18 лет ал-Дж. прибыл в
Багдад, где посещал лекции многих ученых; курс ханбалитского права он прослушал
у Абу-л-Вафа’ Ибн ‘Акила (ум. в 1119 г.) и у кади Абу-с-Са‘ида ал-Мубарака
ал-Мухаррими. Последний в 1100 г. даровал ему хиркат ал-хидрийа. хотя до
этого ал-Дж. не только не имел никаких связей с суфиями, но даже отказался
посещать лекции в мадраса Низамийа, поскольку там преподавал Ахмад ал-Газали
(ум. в 1126 г.). Однако позже он стал посещать школу мистика Абу-л-Хайра
ад-Даббаса (ум. в 1131 г.), чем вызвал недовольство его учеников. Совершив
хаджж, он последующие 25 лет странствовал по пустыням Южного Ирака, ведя жизнь
аскета и не общаясь с суфиями. В возрасте 50 лет он объявился в Багдаде и
выступил в роли проповедника. Его слава ханбалитского проповедника стремительно
росла, и вскоре он стал исключительно популярен. Спустя шесть лет он возглавил
школу своего учителя ал-Мухаррими; вскоре (в 1133 г.) для него и для его
многочисленной семьи была построена отдельная резиденция (рибат) в комплексе с
новым зданием мадраса, где он выступал как муфти — комментатор Корана, преподавал
науку о хадисах и фикх и читал свои проповеди религиозно-этического содержания,
тщательно избегая суфийские темы и терминологию. Эти публичные выступления
собирали толпы народа и привлекали к ал-Дж. учеников со всех концов
мусульманского мира. Ал-Дж. был ревностным ханбалитом, безоговорочно следовал
сунне Мухаммада, в корне отрицал экстатическую практику мистиков, а аскетизм
строго ограничивал социальными обязанностями. В одной из своих проповедей
ал-Дж. изложил десять правил поведения мусульманина.
Ал-Дж. был, несомненно, знаком с мистическими школами своего
времени, которым он посвятил почти половину второй части труда ал-Гунйа ли
талиб тарик ал-хакк, однако сказать, взгляды какой из них он разделял, весьма
сложно. Он не создал, вопреки традиции, особого метода на пути мистического
познания (тарика), неизвестно также, чтобы он руководил кем-либо на этом пути.
Хотя традиционно считается, что ал-Дж. был основателем-эпонимом суфийского
братства кадирийа, но на самом деле оно было основано его потомками либо
последователями лишь к середине XIII в. (по мнению ряда специалистов, даже в
XIV в.). Подлинность его духовной генеалогии (силсила) более чем
сомнительна: на нее очень редки ссылки в силсила других братств. Тайные молитвы
(вирд, хизб), зикр и наставления кадирийа не представляются оригинальными и
несут на себе печать поздних заимствований.
Значительная материальная поддержка, которую оказывали
ал-Дж. его почитатели и последователи (в основном торговцы и ремесленники),
позволяла ему быть независимым, помогать бедным и осуждать власти предержащие.
Массы воспринимали его как святого-чудотворца, ходатая перед богом и
покровителя обездоленных, некоторые сторонники его втайне обожествляли. Ал-Дж.
претендовал на звание святого высшего ранга и имел прозвания ал-гаус ал-а‘зам
(«величайший заступник») и пир-и дастгир («старец-помощник»). Мавзолей ал-Дж. в
Багдаде — одна из самых известных святынь ислама. В течение всего года его
посещают многочисленные паломники в надежде получить барака, якобы исходящую от
его могилы. Ежегодно там проводится празднество в честь ал-Дж. (‘урc).
Сохранившиеся труды ал-Дж.: ал-Гунйа ли талиб тарик ал-хакк,
посвящено описанию социальных и этических обязанностей мусульман с точки зрения
ханбалитского мазхаба, 73 общин в исламе и современных ему школ Пути
мистического познания; два сборника проповедей ал-Дж., собранных его сыном;
приписываемая ал-Дж. Касидат ал-гаусийа ему не принадлежит, т. к. составлена
значительно позже.
* * *
Лит-ра: Дара Шекух. Сафинат, 376–586; ‘Абд
ал-Хакк Мухаддис Дихлави. Ахбар ал-ахйар. Дели, 1891. 9–21; D. S. Margoliouth. Contributions to the
biography of ‘Abd al-Kadir of Jilan. — JRAS. 1907, 2. 267–310; Trimingham. Orders, 40–44; Hodgson.
Venture, 2, 209; J.-Cl. Vadet. L’eloquence d’un sermonnaire hanbalite
Bagdadien du ХII siecle ‘Abd
al-Qadir al-Djilani. — Predication, 207–221; W. Braune. ‘Abd
al-Kadir al-Djilani. — EI,
NE, 1, 70–72.
PDF-файлы Ключевые слова Гилани, ‘Абд ал-Кадир ал-Джилани, ‘Абд ал-Кадир ИЭС
|