|
‘Илм ал-хадис [Бойко К.А.] / Ислам. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор С. М. Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1991.
‘Илм ал-хадис («наука о предании») — отрасль знания,
посвященная изучению хадисов. Рост количества подложных хадисов уже в раннем
исламе вызвал в мусульманской ученой среде формально-критическое к ним
отношение. Мухаддисы осознавали, что в обращение пущен недостоверный материал,
который необходимо было подвергнуть изучению, чтобы выявить «ложные» предания и
отграничить их от «подлинных». Главным объектом внимания мусульманского
критицизма служило не само содержание предания (матн), а цепь передатчиков
(иснад): качество иснада считалось гарантией обоснованности сообщаемого, хотя
при таком подходе к проблеме зачастую хадисы с вымышленным содержанием, но
снабженные цепью безупречных передатчиков квалифицировались как подлинные. Для
мухаддисов было важно установить наличие непрерывной цепи передатчиков, которые
в ‘И. ал-Х. именовались ар-риджал («люди», «мужи»). Старались выяснить их
имена, годы жизни, факты биографии (когда и где бывали), чтобы удостовериться,
могли ли они встречаться и слушать друг друга Не менее важной представлялась
оценка их «правоверия» и моральных качеств: считался ли каждый из них хорошим
мусульманином, был ли достоин доверия (сика) и правдив (садук), т.е. способен
ли был правильно воспроизводить слышанное им. Проверка передатчиков предания
как гарантов правдивости сообщаемого получила в среде мухаддисов название
ал-джарх ва-т-та‘дил («отвод и подтверждение»). Собирание и критическое
изучение целого комплекса данных о передатчиках привело к возникновению в ‘И.
ал-Х. особого направления — ма‘рифат ар-риджал («знание о мужах»). Считалось,
что этим знанием должен обладать каждый образованный мухаддис. Выявление
передатчиков привело к созданию специальных словарей или справочников типа
табакат с биографиями лиц. фигурировавших в иснадах. Самое раннее дошедшее до
нас сочинение такого рода — Китаб табакат ал-кабир Ибн Са‘да (ум. в
845 г.). Наряду со справочниками о лицах, заслуживающих доверия,
создавались справочники о «недостойных» доверия, «слабых» передатчиках — ду‘афа’
(ед. ч. да‘иф), например Китаб ад-ду‘афа’ ан-Наса’и (ум. в 915 г.).
Критика преданий была чрезвычайно детализованной, в связи с
чем появилась специальная терминология. Хадисы считались неравноценными и
классифицировались на «достоверные» (сахих), «хорошие» (хасан) и «слабые» (да‘иф).
«Достоверным» считался хадис с полной, без каких-либо
пропусков, цепью передатчиков, вера и достоинства которых не вызывали
подозрений. «Хорошим» считался хадис с пропуском в цепи передатчиков либо при
отсутствии единогласия относительно их правдивости. Такие предания, хотя они и
расценивались ниже «достоверных», все же принимались и использовались для
решения богословско-правовых вопросов. «Слабым» считался хадис, если его
содержание вызывало критику или если кто-либо из передатчиков рассматривался
как недостойный доверия. Такие предания могли приниматься лишь в случаях, когда
речь в них шла о разного рода увещеваниях или излагались примеры
благопристойного поведения.
При проверке хадисы подразделялись также на другие группы в
зависимости от характера и особенностей иснада, матна и количества
передатчиков.
Были установлены и методы получения и передачи предания,
которых насчитывалось по крайней мере семь: сама‘, кира’а, иджаза, мунавала,
мукатаба, васийа, виджада. Некоторые из них (мунавала и мукатаба)
использовались уже в IX в., а возможно, и раньше.
Первоначально сборники хадисов составляли по типу муснад
(«имеющие основу, опору»). Материал в них классифицировался по именам самых
ранних передатчиков — асхабов (‘ала-р-риджал — «по людям»). Таков, например,
Муснад Ахмада б. Ханбала (ум. в 855 г.).
Большой вклад в критику предания внесли крупные авторитеты
IX в. ал-Бухари (ум. в 870 г.), Муслим (ум. в 875 г.), Ибн Маджа
(ум. в 886 г.), Абу Да’уд ас-Сиджистани (ум. в 888 г.), Мухаммад
ат-Тирмизи (ум. в 892 г.) и ан-Наса’и (ум. в 915 г.) — авторы шести
канонических сборников хадисов, которые приобрели широкую популярность в
мусульманском мире. Их книги, составленные по типу мусаннаф («распределенное по
сортам, по классам»), являли собой уже более совершенный образец композиции.
Материал в них располагался по тематическим рубрикам или предметам высказывания
(‘ала-л-абваб), что оказалось удобнее, ибо освобождало от излишних поисков и
давало возможность быстро узнать точку зрения предания по определенному вопросу.
Изучение хадисов продолжалось и в более поздний период. Были
написаны многочисленные теоретические работы, из которых наиболее авторитетными
считались ал-Мухаддис ал-фасил байна-р-рави ва-л-ва‘и Абу Мухаммада
ар-Рамахурмузи (ум. в 970 г.), Ма‘рифат ‘улум ал-хадис ал-Хакима
ан-Найсабури (ум. в 1014 г.) и в особенности ‘Улум ал-хадис Ибн ас-Салаха аш-Шахразури (ум. в 1245 г.). В последней книге ‘И. ал-Х. рассмотрена наиболее подробно и полно, во всем объеме представлений средневековой мусульманской критики.
* * *
Лит-ра: GAS, указ.; GAS. 1, указ.; Abbot.
Studies; Th. W. Juynboll.
Hadith. — EI*, 2, 189–194; J. Robson. Hadith. — EI, NÉ, 3, 23–28.
PDF-файлы Ключевые слова ‘илм ал-хадис ислам ИЭС наука о хадисах ‘улум ал-хадис хадис
|