Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
  Версия для печати

Mongolica-XIV: Сборник научных статей по монголоведению. Посвящается 130-летию монголоведа, публициста, дипломата, академика АН СССР Ивана Михайловича Майского (1884—1975) / Редакционная коллегия: И.В.Кульганек (председатель), Л.Г.Скородумова, Т.Д.Скрынникова, К.В.Орлова, Н.С.Яхонтова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2015. 104 с. ISSN 2311-5939.


Издание имеется в продаже

Четырнадцатый выпуск журнала «Mongolica» посвящен 130-летию со дня рождения видного дипломата, пуб- лициста, академика АН СССР, монголоведа, специалиста в области этнографии, кочевого хозяйства, политики Монголии — Ивана Михайловича Майского (Яна Ляховецкого) (1884—1975). Ему принадлежит написанный более полувека назад и до настоящего времени не утративший своего научного значения основополагающий труд по истории, политике, этнографии и политическому устройству Монголии. Большая часть жизни И. М. Майского была посвящена дипломатической работе. Являясь дипломатом самого высокого уровня, он отстаивал интересы Российского государства на международной арене. Для монголоведов его труд ценен тем, что в нем отражена обстановка Монголии периода борьбы страны за свою независимость в первые годы становления народной власти в Монголии, которые пришлись на начало XX в.

Выпуск имеет разделы: «Историография, источниковедение», «Филология: литературоведение, фольклористика, лингвистика», «Рецензии», «Наши юбиляры», «Наши переводы». В журнал вошли статьи российских и зарубежных специалистов. Рецензии на новые книги и отчеты о проведенных научных мероприятиях по монголоведению увеличивают ценность выпуска. Статьи написаны в русле основных научных приоритетов и с позиций современного монголоведения, для которого историко-культурные проблемы монголоязычных народов весьма существенны, несут важную общественную нагрузку и имеют как чисто научное, так и общеисторическое практическое значение.

Материалы сборника рассчитаны на специалистов-монголоведов, историков, культурологов и всех, кто интересуется историей монгольских народов и Центральной Азии.

СОДЕРЖАНИЕ

И. В. Кульганек. И. М. Майский — монголовед, дипломат, общественный деятель (1884—1975) — 6

ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

Р. Ю. Почекаев. Чингизидское правовое наследие в ойратских ханствах — 12
В статье анализируются заимствования из чингизидских политических и правовых традиций в ойратских государствах (Джунгарском, Калмыцком, ханстве монголов Тибета и Кукунора). Автор рассматривает правовое обоснование принятия ойратскими правителями ханских титулов, процесс правотворчества и правоприменения, формальное обоснование претензий ойратских государств на бывшие владения ханов-Чингизидов. Автор приходит к выводу, что ойраты часто использовали чингизидские политикоправовые традиции, которые, в свою очередь, берут начало из древнемонгольского государственного и правового прошлого, а также опыт взаимодействия Чингизидов с иностранными сюзеренами.
Ключевые слова: тюрко-монгольское право, ойраты, Джунгарское ханство, Калмыцкое ханство, Чингизиды, ханство, легитимация власти, буддизм.

А. Г. Юрченко. «300 золотых поясов» в монгольском имперском контексте — 19
В 1331 г. в Новгороде случился тяжелый конфликт между немецкими купцами и местными жителями. Ситуация описана в донесении немецких ганзейских купцов в Ригу. Сохранился оригинал этого документа. В нем имеется выражение «300 золотых поясов» (нем.: CCC guldene gordele). Так обозначена некая авторитетная группа, представитель которой мог разрешить конфликт. По мнению историков и филологов, «300 золотых поясов» — это фигура речи, указывающая на новгородскую элиту в целом. Проблема заключается в том, что выражение «300 золотых поясов» более не встречается в письменных источниках, а золотые пояса при раскопках в Новгороде не обнаружены. Загадка «300 золотых поясов» с заданной установкой, что это внутренняя (городская) группа, не имеет убедительного ответа.
В таком случае, следует рассмотреть гипотезу, а именно, что «300 золотых поясов» были внешней по отношению к Новгороду группой. Полагаю, что речь идет о трехстах наместниках хана Узбека (1312— 1341), под чьим контролем находилась территория Золотой Орды от Дуная до Ургенча и от Крыма до Булгара. Сам факт числового обозначения группы указывает на представителей элиты, над которыми возвышается хан, собственно, и вручивший им эти пояса. Практика раздачи золотых поясов имела место при всех монгольских дворах. Золотые воинские пояса были элементом имперского ритуала — единственного инструмента, с помощью которого монголы выстраивали вертикаль власти. В монгольском Иране документирован ежегодный ритуал раздачи трехсот золотых поясов. И в этом случае речь идет о наместниках ильхана, облеченных властными полномочиями. Таким образом, два косвенных аргумента (монгольский имперский ритуал и многочисленные находки золотых поясов) позволяют настаивать на том, что «300 золотых поясов» —не риторическая фигура, а вполне реальная институция.
Ключевые слова: Новгород, Ганза, «300 золотых поясов», хан Узбек, монгольские золотые пояса, курултай, дворцовый ритуал, наместники, XIV в.

Ю. И. Елихина. Буддийские находки экспедиции В. Л. Котвича из городища Хара-Балгасун, хранящиеся в Государственном Эрмитаже — 30
В статье автор описывает коллекцию буддийских находок из Хара-Балгасуна. Эти находки хранятся в Отделе Востока Государственного Эрмитажа, они не были описаны и опубликованы. Находки представляют собой подъемный материал, они были сделаны экспедицией В. Л. Котвича в августе 1912 г., датируются они разным временем: часть из них относится к уйгурскому времени, VIII―IX вв., часть предметов можно датировать XVII―XIX вв.
Ключевые слова: археология, находки, В. Л. Котвич, буддизм, предметы буддийского культа.

ФИЛОЛОГИЯ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, ФОЛЬКЛОРИСТИКА, ЛИНГВИСТИКА

А. М. Бурцева, Б. М. Нармаев. Тибетская версия эпоса о царе Гесаре в собрании Российской национальной библиотеки. Пятая глава о войне с хорами — 34
Эпос о царе Гесаре (Гесер-хан в монгольских, бурятских, ойратских версиях) — величайшее эпическое сказание народов Центральной Азии. Возникший на основе тибетской версии, он получил развитие также в фольклоре и литературах монголоязычных, тюркоязычных и некоторых других народов. Одна из древнейших тибетских версий эпоса хранится в Российской национальной библиотеке (до 1992 г. — Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина) в Санкт-Петербурге. В статье дается описание тибетской рукописи РНБ, история ее изучения, содержание главы о войне с хорами, представлен предварительный литературоведческо-лингвистический анализ данной главы.
Ключевые слова: Гесар, Гесер; тибетские эпос, фольклор, литература, язык, топонимы; монгольский, бурятский, ойратский эпос; Российская национальная библиотека.

Л. С. Дампилова. Сакрализация пути в Прихубсугулье — 43
Статья посвящена итогам международной фольклорно-этнографической экспедиции в Хубсугульский аймак Монголии в августе 2011 г., рассматриваются тексты, традиции и обряды, связанные с «мифологемой пути».
Ключевые слова: мифологема пути, сакральное пространство, шаманизм, мифы, легенды, предания.

Б. С. Дугаров. Тэнгристская мифология: пантеон божеств и эпическая интерпретация — 48
В данной статье исследуется пантеон божеств в бурятской мифологии, связанной с культом неба. В сравнительном плане рассматривается эпическая интерпретация мира богов, содержащаяся в небесном прологе эпоса «Гэсэр». Автор приходит к выводу, что бурятская сакральная традиция сохранила многие элементы древнего аксиологического фонда монгольских народов. Настоящая статья представляет интерес для фольклористов, этнографов и культурологов.
Ключевые слова: пантеон, мифология, сакральная традиция, небесный пролог, Гэсэриада, культ неба.

Е. В. Асалханова. К вопросу о реконструкции биографии и атрибуции произведений Г.-Ч. Цэбэгийна (1869—1940) — 52
Статья посвящена исследованию творческого пути бурятского ламы, художника, философа, переводчика, писателя, математика, астронома, известного духовного деятеля Г.-Ч. Цэбэгийна. Подчеркивается роль Г.-Ч. Цэбэгийна в создании храмовой декорации дацана Гунзэчойнэй в Петербурге. В статье также акцентируется внимание на художественном анализе иллюстрированной рукописи Г.-Ч. Цэбэгийна «Повесть о Молон-тойне» — шедевре бурятского буддийского искусства первой половины XX в. Анализируются композиционное, графическое и цветовое решения иллюстраций рукописи.
Ключевые слова: Тибет, Монголия, Бурятия, буддизм, искусство, Санкт-Петербургский дацан, Г.-Ч. Цэбэгийн.

Kápolnás Olivér. The Identity of Chinggis Khan’s Father According to Written Mongolian Accounts — 62
It is generally accepted that Chinggis khan's father was Yisügei ba'atur. Most of the Mongolian accounts support this idea, but other answers to this question also emerged. As the Mongols’ way of thinking changed, other figures were also brought up who were regarded as the great khan’s father. Vajrapani and Qormusda were also mentioned as his father, but in several cases the identity of Chinggis’ father was irrelevant. The reason for this is that the descendants traced back their power and legitimacy to Chinggis, not to his father, and they wanted to emphasize the illustrious origin of the Great khan. Key words: Chinggis khan, Yisügei, Mongolian historiography.

ИЗ АРХИВОВ ВОСТОКОВЕДОВ

К. Ф. Голстунский. Очерк поездки в Калмыцкую степь, совершенной в лето 1886 года (Подготовка к изданию, предисловие, примечания С. С. Сабруковой) (Окончание) — 67

РЕЦЕНЗИИ И НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Д. А. Носов. Новая литература по монголоведению — 75

Т. В. Ермакова. [Рецензия]: Монгольский мир: между Востоком и Западом / под ред. Ю. В. Попкова, Ж. Амарсаны. Новосибирск: Автограф, 2014. 351 с. — 79

И. В. Кульганек. Отчет о Международной конференции, прошедшей при поддержке Президента Монголии Ц. Элбэгдоржа (21—22 апреля 2015 г., Улан-Батор, Монголия) — 81


НАШИ ЮБИЛЯРЫ

Штрихи к портрету (к 85-летию доктора исторических наук С. К. Рощина) (К. С. Орлова) — 84

Заведующему кафедрой монголоведения и тибетологии Восточного Факультета СПБГУ В. Л. Успенскому — 60 лет (М. П. Петрова) — 85


НАШИ ПЕРЕВОДЫ

Л. Дашням. Мысли вслух. Избранные места из «Бор дэвтэр» («Коричневая тетрадь»). (Перевод Л. Г. Скородумовой) (Окончание) — 87

С. Буяннэмэх. Врата литературы (Перевод О. Сапожниковой) — 95 Информация об авторах — 102

PDF-файлы

Полный текст сборника

Ключевые слова



На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10970
Монографий1594
Статей9118
b_semenov_1941.jpg
Случайная новость: Объявления
6–7 марта 2024 г. Институт восточных рукописей РАН совместно с Восточным факультетом Санкт-Петербургского государственного университета и Институтом Конфуция при СПбГУ проводит 9-ю всероссийскую научную конференцию молодых востоковедов «Китай и соседи».
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type