|
Гази-Мухаммад (В.О.Бобровников) // ИнТБРИ, Вып. 3 (2001)
Гази-Мухаммад (искаж. рус. Гази-Магомед, Кази-Магома, Кази-Мулла) б.
Мухаммад б. Исма‘ил ал-Гимрави (Гимринский) ал-Авари (Аварский) ад-Дагистани
(1794 или 1795—1832) — накшбандийский шайх и первый имам Дагестана
и Чечни, возглавивший освободительное движение горцев против русского
завоевания (отсюда его лакаб гази — «воитель за веру»).
Родился в аварском селении Гимры (ныне Унцукульский район Республики Дагестан),
куда его отец переселился из селения Урада; мать — гимринка. Происходил из
влиятельного гидатлинского клана (тухум) узденей (свободных
общинников), но как потомок переселенца (апараг), считался гимринцами
человеком безродным. Немалую роль в его жизни сыграла завязавшаяся еще в
детстве дружба со знаменитым младшим современником и соседом — Шамилем.
Г.-М. получил хорошее мусульманское образование в Дагестане.
Изучил Коран, тафсир, арабский язык, риторику, логику, хадисы,
право (фикх шафи‘итского толка). Окончив начальную школу (мактаб)
при мечети родного селения, он перешел в школу (мадраса) своего тезки
Гази-Мухаммада в селении Унцукуль. Туда за ним последовал и Шамиль. После этого
оба они учились у хаджжи Мухаммада в селении Ирганай, у Лачинилава в
селении Хунзах, у Хаджиява в селении Орота, у Са‘ида в селении Араканы и у
других известных дагестанских ‘улама’. Пройдя основной курс обучения
мусульманским наукам за 12 лет, Г.-М. отправился в селение Яраг, где
познавал шари‘ат и суфийский Путь (сулук) под руководством
знаменитого шайха братства (тарика) накшбандийа-халидийа
Мухаммада ал-Йараги. Затем Г.-М. переехал в лакское селение Газикумух (Кумух),
где стал последователем ученика Мухаммада ал-Йараги —накшбандийского шайха
Джамал ад-дина ал-Газикумуки. Последний принял его в число своих учеников (муридун),
а позже дал ему разрешение (рухса) стать шайхом. Под влиянием
Г.-М. муридом Джамал ад-дина стал и Шамиль.
По приглашению гимринской общины (джама‘ат)
Г.-М. вернулся в родное селение, где сделался кади сельского суда и имамом
(дибир) соборной мечети, там же открыл собственную школу (мадраса).
Вскоре он превратился в популярного в Нагорном Дагестане преподавателя (мударрис),
к которому стекались ученики (мута‘аллимун) из разных селений. С этого
времени за Г.-М. утвердилась слава «мудрого и сильного ученого». Будучи шайхом
братства накшбандийа, Г.-М. приобрел собственных муридов, одним из
которых стал Шамиль, всю жизнь относившийся к «своему дорогому другу» как к
учителю и наставнику.
Призывы суфиев братства накшбандийа-халидийа к возрождению
первоначального ислама нашли живой отклик у Г.-М., отличавшегося аскетизмом и
огненным темпераментом. Целью своей жизни он сделал распространение среди
кавказских мусульман «чистых норм» шари‘ата. Со свойственной ему
энергией он повел непримиримую борьбу с противоречащими шари‘ату
местными обычаями и обычным правом (‘урф, ‘адат). Властью кади
он строго запретил гимринцам пить спиртные напитки, курить табак, играть в
азартные игры, не допускал совместных танцев мужчин и женщин. Игра на
музыкальных инструментах (барабан, бубен, зурна, чагана) и песни
были дозволены только на свадьбах. Г.-М. старался ограничить кровную месть и
запретить ишкиль — захват имущества в обеспечение долга.
Рост авторитета Г.-М. среди горцев позволил ему повести
борьбу против ‘адата в масштабах Дагестана и Чечни. Этот период его
религиозно-политической деятельности начался в 1826—1827 гг. Сохранились
многочисленные письма Г.-М. к старейшинам (кубара’, ру’аса’)
горских общин (джама‘ат) аварцев, кумыков, лакцев, даргинцев,
чеченцев, правителям крупнейших ханств Нагорного и Равнинного Дагестана. Среди
его адресатов были Махди-шамхал ат-Тарки (Тарковский), Аслан-хан
Казикумухский (ал-Казикумуки) и Кюринский. В довольно резкой форме он требовал
от них ввести шари‘ат в своих областях (вилайат). Однако
его дипломатическая деятельность не увенчалась успехом, поскольку он не умел
идти на компромиссы. Большинство горных общин и все ханы вежливо отказались от
проведения предложенных преобразований.
«Порчу нравов» горцев и провал своего плана мирных реформ
Г.-М. объяснял влиянием Российской империи на Северо-Восточном Кавказе.
Постепенно он пришел к выводу, что установить шари‘ат тут можно
только путем «малого джихада», или газавата, — вооруженного
сопротивления российскому завоеванию. Некоторое время Г.-М. не мог взяться за
оружие. Противниками войны с русскими оказались бывший его учитель Са‘ид
ал-Аракани, его лучший друг Шамиль и главное — его муршид Джамал
ад-дин. Шамиль пытался отговорить друга, грозя порвать дружбу с ним, но тот
оставался непреклонным. Сопротивление Джамал ад-дина удалось сломить при
поддержке Мухаммада ал-Йараги, который прислал Г.-М. письмо с фатвой,
одобряющей его планы. В конце 20-х гг. Г.-М. много ездил по Дагестану и
чуть ли не ежедневно призывал горцев к «священной войне».
В 1828—1829 гг. ‘улама’ и кади Гимр,
Чиркея и ряда других горных аварских селений выбрали Г.-М. своим имамом —
религиозным и военно-политическим руководителем союза общин, объявивших
«священную войну» российским завоевателям и принявшим их сторону кавказским
мусульманам. Тогда некоторые противники вооруженной борьбы (включая Шамиля)
перешли на его сторону. Со старшин общин Г.-М. брал присягу следовать шари‘ату,
отказаться от местных ‘адатов и прервать всякие сношения с русскими.
Почти повсюду он поголовно вырезал горскую знать, видя в ней пособников русских
и лицемерных врагов ислама (мунафикун). За его недолгое правление было
казнено 30 влиятельных беков. Местные кади, не согласные с
политикой Г.-М., были замещены его ставленниками. Одни из них оказались в
гимринской тюрьме, другие — казнены.
Для управления отдаленными общинами имам иногда
назначал своих заместителей-на’ибов. Последние обязаны были
собирать и приводить к нему сельские ополчения (бо, джайш). Вокруг
Г.-М., славившегося личной храбростью, быстро собралось около 8—10 тыс.
человек. Ядро его войска составили муриды и переселенцы из разных
районов Дагестана и Чечни. Последних по аналогии с первыми мусульманами,
последовавшими за пророком Мухаммадом из Мекки в Медину, стали называть мухаджирами.
Для содержания армии и мухаджиров была создана казна (байт ал-мал),
куда регулярно поступали закат, садака, имущество, конфискованное
у горской знати и врагов движения, а позднее и военная добыча. Военно-теократическое
государство горцев-мусульман, которое начало складываться при Г.-М., позднее
стало называться имаматом.
Зимой 1830 г. Г.-М. начал «священную войну». Его
тактика состояла в организации стремительных неожиданных рейдов. В 1830 г.
он захватил ряд аварских и кумыкских селений, подвластных Аварскому ханству
и Тарковскому шамхальству. К имамату добровольно присоединились Унцукуль
и Гумбет, были покорены андийцы. Увеличив армию, Г.-М. пошел на столицу
Аварского ханства — селение Хунзах, но потерпел поражение. Перенеся
войну во владения шамхала Тарковского, имам разбил отряд русских
войск при Атлы-Боюне, занял Параул и Тарки, но не смог взять русскую крепость
Бурная. Под селением Казанищи муриды Г.-М. возвели деревянное укрепление
Агач-кала. По поручению имама Гамзат (Хамза)-бек ал-Гуджали
(Гоцатлинский) и Шихшабан ал-Бухнади подняли восстание джарской общины в
Северном Азербайджане, а ‘Абд Аллах ал-Ашилти осадил столицу кумыкских беков
селение Эндирей и русскую крепость Внезапная на севере Дагестана. В августе
1831 г. Г.-М. осадил г. Дербент, а в ноябре того же года совершил
набег на г. Кизляр. Собрав ополчения аварских, даргинских, кумыкских и
чеченских общин, в марте 1832 г. Г.-М. подошел к Владикавказу и осадил
Назрань, но был разбит регулярными войсками. В чеченском походе принял участие
Мухаммад ал-Йараги, в 1831 г. переселившийся на территорию имамата
и выдавший за Г.-М. свою дочь.
Военные неудачи преследовали имама. В 1831 г.
русские войска захватили Агач-кала, а в июне 1832 г. — крепость,
построенную его муридами под селением Эрпели. К осени 1832 г.
большинство горных общин отпало от имамата. Командующий Кавказским
корпусом генерал-адъютант барон Г.В.Розен осадил селение Гимры, в котором
укрепился сам имам. Во время штурма 17 октября 1832 г. Г.-М. был
убит. Из его муридов, сражавшихся с ним бок о бок, вырваться из
окружения и спастись удалось только Шамилю и гимринскому му’аззину
Мухаммад-‘Али. Семья Г.-М., включавшая двух его жен и малолетнюю дочь, до осады
укрылась у андийцев. Гимры были взяты, и на некоторое время имамат
прекратил существование.
По совету Са‘ида ал-Аракани во избежание новых возмущений
тело имама было перевезено в Тарки, на территорию, контролируемую врагом
Г.-М. — шамхалом Тарковским и русскими войсками. Там его труп
высушили и скрытно похоронили через несколько месяцев, так что место погребения
было известно лишь немногим. Однако вскоре могила имама стала почитаться
как «святое место». Пронесся слух, что тело Г.-М. было найдено в позе погибшего
за веру мученика (шахид): его борода была зажата в его правой руке, что,
по народным представлениям, предвещает рай душе погибшего. Рассказывали о
чудесах (карамат), которые Г.-М. совершал при жизни, заставляя землю
трястись под ногами «лицемеров» (мунафикун), о его даре предвидеть
будущее. Один из почитателей «святого», хаджжи Атак б. Гирай-хан
из соседнего с Тарки кумыкского селения Кяхулай, в 1833 г. поставил на его
могиле стелу. В краткой надгробной эпитафии Г.-М. прославлялся как «имам,
воитель и мученик за веру» (ал-имам ал-гази аш-шахид), «погибший
мучеником в сражении» (фи-л-ма‘рака исташхада) с «неверными» (ал-
куффар).
При имаме Шамиле, в 1843 г., отряд хаджжи
Кебеда ал-Унцукулави захватил Тарки и перенес тело Г.-М. под Гимры, где над его
могилой был воздвигнут небольшой мавзолей. С этого времени почитание имама-шахида
широко распространилось по Дагестану. Искоренить его не смогли и
антимусульманские репрессии советского времени. Обе его могилы, в Тарки и
Гимрах, почитаются «святыми местами» (зийарат). В начале 90-х гг.
их реставрировали. Над надгробиями восстановлены шесты с лентами. В
1993 г. оба зийарата стали центром празднования 200-летия (по
неточной дате) со дня рождения Г.-М., отмечавшегося по всему Дагестану. Здесь часто
проводятся коллективные молитвы и митинги с участием известных дагестанских
политиков. Подобные мероприятия прошли в ноябре 1996 г. во время
празднования 225-летия шайха Мухаммада ал-Йараги и в октябре
1997 г., когда по всему Северному Кавказу отмечалось 200-летие со дня
рождения имама Шамиля.
Рукописное наследие Г.-М. невелико. Научного описания его
сочинений нет. Наиболее популярное из его сочинений — написанный в
середине 20-х гг. небольшой полемический трактат на арабском языке Икамат
ал-бурхан ‘ала иртидад ‘урафа’ Дагистан («Преставление доказательства
отступничества старшин Дагестана»). В нем Г.-М. разбирал преимущества шари‘ата
по сравнению с обычным правом (‘урф). Перу Г.-М. принадлежат также
несколько поэм (каса’ид). Вместе с отрывками из упомянутого выше
трактата и некоторыми письмами к мусульманским правителям и общинам разных
районов Нагорного Дагестана они вошли в дагестанские хроники и биографические
сборники XIX—ХХ вв. (Мухаммад-Тахир ал- Карахи. Барикат
ас-суйуф ад-дагисгистанийа фи ба‘д ал-газават аш-шамилийа; Хасан-эфенди
ал-Алкадари. Асар-и Дагистан; Назир ад-Дургили. Нузхат ал-азхан фи
тараджим ‘улама’ Дагистан). Копии писем и стихов Г.-М. имеются в Махачкале в
Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН и частном собрании наследников М.Г.Нурмагомедова,
в многочисленных частных и мечетских библиотеках Дагестана.
Главным результатом короткой жизни Г.-М. были не книги, а
ученики и последователи. Двое из его единомышленников — Гамзат (Хамза)-бек
и Шамиль — были избраны последовательно вторым (1833 или 1834 — 1834)
и третьим (1834—1859) имамами Дагестана и Чечни. При них окончательно
сложился судебно-административный аппарат имамата — первого
общерегионального государственного образования северокавказских мусульман.
Шамиль, оказавшись более выдающимся политическим деятелем, затмил собой своего
«старшего друга и наставника».
Так как в организации имамата и проведении газавата
активно участвовали муриды Г.-М., в отечественной и зарубежной
литературе поднятое им движение стало называться «мюридизмом». Это весьма
неграмотное определение подразумевает суфийскую подоплеку сопротивления горцев
русскому завоеванию, что, однако, не подтверждается фактами. Деятельность Г.-М.
как главы имамата не имела отношения к суфийской практике. Более того,
обязанности члена суфийского братства порой противоречили политическим планам имама.
Нельзя забывать, что к созданию имамата и объявлению газавата он
пришел вопреки воле своего муршида. В братстве накшбандийа он занимал
относительно скромное положение. Недаром Шамиль, хотя и считал себя муридом
Г.-М., своим муршидом признавал не его, а Джамал ад-дина ал-Газикумуки,
который и дал ему впоследствии разрешение быть шайхом и региональным
руководителем (халифа) братства.
Литература: Назир ад-Дургили. Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’
Дагистан // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, ф. 30, оп. 2, д. 108, 78—85; М.Гайдарбеков.
Хронология истории Дагестана // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, ф. 3, оп. 1,
д. 236, XIV; Джемаледдин Казикумухский. Ал-Адаб ул-марзия:
Накшбандийский трактат (ал-Адаб ал-мардийа фи-т-тарика ан-накшбандийа). Сокр.
араб. текст и рус. пер. Оксфорд, 1986, 22—25; М.-Т. аль-Карахи. Блеск
дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. Пер. с араб. и коммент.
А.М.Барабанова и Т.М.Айтберова. Махачкала, 1990, 1, 18—36; 2, 13; Г.Э.Алкадари.
Асари Дагестан. Махачкала, 1994, 126—129; Гаджи-Али. Сказание очевидца о
Шамиле. Сост. и коммент. В.Г.Гаджиева. Махачкала, 1995, 25—26; Абдурахман из
Газикумуха. Книга воспоминаний саййида Абдурахмана шейха сына устада шейха
тариката Джамалутдина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни. Пер. с
араб. М.-С.Саидова; ред. пер. А.Р.Шихсаидов и Х.А.Омаров. Махачкала, 1997, 28; А.П.Берже.
Кази-мулла // Кавказ. Тифлис, 1868, 10, 40—41; [К.И.]Прушановский.
Историческая записка о начале и развитии духовной войны (или превратного
тариката) // Кавказский сборник. Тифлис, 1902, XXIII, 1—73; А.Руновский.
Дневник полковника Руновского, состоявшего приставом при Шамиле во время его
пребывания в гор. Калуге с 1859 по 1862 год // АКАК. 1904, XII, 1496;
С.К.Бушуев. Борьба горцев под руководством Шамиля. М., 1937, 67—78;
Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20—50 гг. XIX в. Сборник
документов. Махачкала, 1959; Лавров. Эпиграфические памятники, 2, 38,
97—98, 100—103, 167, 173; М.А.Амирханов. Мир ислама. Махачкала, 1996,
64—82; M.Gammer. Muslim
Resistance to the Tsar: Shamil
and the Conquest of Chechnia and Daghestan. L., 1994, 225—256; A.R.Shixsaidov. The
Biographical Genre in Daghestani Arabic-Language Literature // MC.
Bd. I, 39—61.
***
Аннотация к серии «Ислам на территории бывшей Российской империи» размещена на подсайте http://islamica.orientalstudies.ru; Вашему вниманию
также доступны отдельные статьи. PDF-файлы Ключевые слова ИнТБРИ, статьи
|