|
Султан-садат (Е.Г.Некрасова, Б.М.Бабаджанов) // ИнТБРИ, Вып. 3 (2001)
Султан-садат (араб. султан ас-садат; перс. султан-и садат;
«владычество саййидов») — название фамильной усыпальницы саййидов
Термеза, расположенной в 3 км к северо-востоку от современного Термеза (юг
Узбекистана), на правом берегу р. Сурхан, на землях саййидов Термеза.
Первым мавзолеем комплекса стала усыпальница (возведена в середине
30-х гг. XIII в.) ‘Ала’ ал-мулка I («контр-халифа»),
носившего титулы садат-и бузург и султан-и садат. Последний
титул, по-видимому, и дал название образовавшемуся некрополю. Одновременно (или
некоторое время спустя) здесь был основан новый город, куда переселились жители
разгромленного монголами Старого Термеза у Амударьи. Новый город с тем же
названием (Тирмиз), переживший пик своего расцвета в XIV — начале
XV в., именуется в источниках и в легендах монет Мадинат ар-риджал («Город
ученых мужей»).
С.-с. вытянут на 70 м по оси запад—восток. Ныне
сохранилась примерно половина его зданий. Строительный материал
сооружений — жженый кирпич. Старейшая усыпальница С.-с. состоит из двух
помещений, перекрытых куполами и объединенных монументальным сводчатым
вестибюлем (айван), на тыльной стороне которого имеется дверной проем. В
боковых стенах интерьера главного помещения — такие же проемы в
мавзолей (север) и мечеть (юг). Вестибюль, открытый на восток и образованный
внешними стенами зданий, имел портал (ныне разрушен), а крылья фасада
расчленены арочными нишами. Главный фасад декорирован парным кирпичом со
вставками резных «бантиков», покрытых бирюзовой глазурью, фигурными кладками в
виде «елочек», ромбов, колец и бутонов. Стены мавзолея расчленены плоскими
нишами и декорированы терракотовыми «бантиками». Ныне почти все его
пространство заполнено безликими прямоугольными надгробиями. Декор мечети
скромнее: стены облицованы рядами парного кирпича. Более нарядно (со вставками
глазурованных «бантиков») выглядит ее михраб. Мечеть также стала местом
погребения, и поэтому в научной литературе ее ошибочно называют мавзолеем.
На протяжении XIV—XV вв. в С.-с. проводились большие
строительные работы: реконструирован портал первоначального здания, древний
декор покрыт новым, соответствующим стилю эпохи. Здесь же была восстановлена
(?) старая надпись с эпитафией ‘Ала’ ал-мулку I, остатки которой еще в
1898 г. зафиксировал русский востоковед А.А. Семенов. Справа: … силсилат
ас-саййид ал-м …, в середине над аркой: … Аллах б. Аби-л-Хасан
Мухаммад б. …, слева: … Аби-л-Касим ‘Али б. ‘Убайд Аллах б. Аби-л-Касим
‘Али б. Мухаммад ал-Хасан ал-Амир ар-…. Этот фрагмент — одна из
наиболее ранних письменных фиксаций родословной саййидов Термеза. В
настоящее время бóльшая часть этой надписи утрачена, а остатки ее
смонтированы неправильно. Утрачена и бóльшая часть остального декора.
Фрагменты первоначальных и ремонтных коранических надписей зафиксированы
А.А. Семеновым и в интерьере мечети. Вокруг полосы с надписью размещались
трехрядные майоликовые бордюры. Щековые стены, софиты центральной арки и тимпан
украшали восьмигранные майоликовые плиты с геометрическим орнаментом, поверх
глазури (белого, голубого, синего или фиолетового цвета) были нанесены пятна позолоты.
Архивольт арки опирался на трехчетвертные колонки с причудливыми капителями,
украшенными геометрическим и растительным орнаментами. Стены вестибюля были
покрыты росписью, выполненной черной и синей краской (фрагменты обнаружены во
время исследований). К середине XX в. сохранилась лишь малая часть этого
декора, а ныне он полностью утрачен.
Еще один ремонт был произведен в конце XIX в. тогдашним
шайхом—хранителем комплекса, выходцем из салаватских хваджей
(потомки саййидов Термеза).
На западе некрополя располагались еще два монументальных
здания, сооруженных во второй половине XIV — самом начале XV в.
Это — предвратное сооружение (дарваза-хана) с порталом и
расположенная неподалеку ханака, обращенная главным порталом на западе к
С.-с. Из центрального зала существовало восемь проходов в отдельные помещения (худжры),
которые к концу XV — началу XVI в. были разобраны и заменены
галереей. В ее торцах, примыкавших к порталу, устроены михрабные ниши. Примерно
к XVIII—XIX вв. полуразрушенную ханаку паломники использовали под
кухню (здесь обнаружено большое количество временных очагов), а с севера у
главного портала функционировала мечеть из битой глины (пахса). К
1978 г. ханака была разрушена на 90% и использовалась как загон для
овец.
Главная усыпальница С.-с., видимо, стала местом погребения
знаменитых членов рода. Останки многих из них, покинувших в свое время пределы
Термеза, перевозили сюда и предавали земле. Других (возможно, не столь знатных)
представителей этой семьи хоронили в менее парадных мавзолеях, расположенных на
северном и восточном крыле некрополя. Они возведены в XV—XVII вв. и в той
или иной степени повторяли план самого древнего мавзолея: два здания,
объединенные вестибюлем.
Как и в другой знаменитой семейной усыпальнице, Чхар Бакре,
в С.-с. не обнаружено остатков тугов. Стены внутри мавзолеев и мечети до
недавней реставрации были сильно прокопчены дымом от свечей и чирагов,
которые возжигались паломниками. Еще до середины 30-х гг. XX в.
паломничество к мавзолеям комплекса было довольно активным. Оно проходило
обычно с четверга на пятницу и сопровождалось закалыванием жертвенных животных,
приготовлением пищи и собственно ритуалом зийара с чтением Корана,
обходом (таваф) могил, возжиганием свечей, лучин и т.д. После укрепления
границ с Афганистаном С.-с. оказался в приграничной зоне, и паломничество к
нему практически прекратилось.
Здания ансамбля частично реставрированы.
Литература: Бартольд. Термез, 503—508; Б.Н. Засыпкин.
Памятники архитектуры термезского района // Культура Востока. Т. 2.
М., 1928, 77—78; З.А. Хакимов, Ю.З. Шваб. Султан-Саадат //
Искусство зодчих Узбекистана. Т. 4. Таш., 1968, 25—63; Е.Г. Некрасова,
В.М. Филимонов. Хонако в ансамбле Султан-Саодат // Краеведение
Сурхандарьи. Таш., 1989, 86—92; Неопубликованные материалы В. Филимонова,
Е. Некрасовой (см. также лит-ру к ст. Садат-и Тирмиз).
***
Аннотация к серии «Ислам на территории бывшей Российской империи» размещена на подсайте http://islamica.orientalstudies.ru; Вашему вниманию
также доступны отдельные статьи. PDF-файлы Ключевые слова ИнТБРИ, статьи
|