Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
  Версия для печати

Султан-садат (Е.Г.Некрасова, Б.М.Бабаджанов) // ИнТБРИ, Вып. 3 (2001)


Султан-садат (араб. султан ас-садат; перс. султан-и садат; «владычество саййидов») — название фамильной усыпальницы саййидов Термеза, расположенной в 3 км к северо-востоку от современного Термеза (юг Узбекистана), на правом берегу р. Сурхан, на землях саййидов Термеза. Первым мавзолеем комплекса стала усыпальница (возведена в середине 30-х гг. XIII в.) ‘Ала’ ал-мулка I («контр-халифа»), носившего титулы садат-и бузург и султан-и садат. Последний титул, по-видимому, и дал название образовавшемуся некрополю. Одновременно (или некоторое время спустя) здесь был основан новый город, куда переселились жители разгромленного монголами Старого Термеза у Амударьи. Новый город с тем же названием (Тирмиз), переживший пик своего расцвета в XIV — начале XV в., именуется в источниках и в легендах монет Мадинат ар-риджал («Город ученых мужей»).

С.-с. вытянут на 70 м по оси запад—восток. Ныне сохранилась примерно половина его зданий. Строительный материал сооружений — жженый кирпич. Старейшая усыпальница С.-с. состоит из двух помещений, перекрытых куполами и объединенных монументальным сводчатым вестибюлем (айван), на тыльной стороне которого имеется дверной проем. В боковых стенах интерьера главного помещения — такие же проемы в мавзолей (север) и мечеть (юг). Вестибюль, открытый на восток и образованный внешними стенами зданий, имел портал (ныне разрушен), а крылья фасада расчленены арочными нишами. Главный фасад декорирован парным кирпичом со вставками резных «бантиков», покрытых бирюзовой глазурью, фигурными кладками в виде «елочек», ромбов, колец и бутонов. Стены мавзолея расчленены плоскими нишами и декорированы терракотовыми «бантиками». Ныне почти все его пространство заполнено безликими прямоугольными надгробиями. Декор мечети скромнее: стены облицованы рядами парного кирпича. Более нарядно (со вставками глазурованных «бантиков») выглядит ее михраб. Мечеть также стала местом погребения, и поэтому в научной литературе ее ошибочно называют мавзолеем.

На протяжении XIV—XV вв. в С.-с. проводились большие строительные работы: реконструирован портал первоначального здания, древний декор покрыт новым, соответствующим стилю эпохи. Здесь же была восстановлена (?) старая надпись с эпитафией ‘Ала’ ал-мулку I, остатки которой еще в 1898 г. зафиксировал русский востоковед А.А. Семенов. Справа: … силсилат ас-саййид ал-м …, в середине над аркой: … Аллах б. Аби-л-Хасан Мухаммад б. …, слева: … Аби-л-Касим ‘Али б. ‘Убайд Аллах б. Аби-л-Касим ‘Али б. Мухаммад ал-Хасан ал-Амир ар-…. Этот фрагмент — одна из наиболее ранних письменных фиксаций родословной саййидов Термеза. В настоящее время бóльшая часть этой надписи утрачена, а остатки ее смонтированы неправильно. Утрачена и бóльшая часть остального декора. Фрагменты первоначальных и ремонтных коранических надписей зафиксированы А.А. Семеновым и в интерьере мечети. Вокруг полосы с надписью размещались трехрядные майоликовые бордюры. Щековые стены, софиты центральной арки и тимпан украшали восьмигранные майоликовые плиты с геометрическим орнаментом, поверх глазури (белого, голубого, синего или фиолетового цвета) были нанесены пятна позолоты. Архивольт арки опирался на трехчетвертные колонки с причудливыми капителями, украшенными геометрическим и растительным орнаментами. Стены вестибюля были покрыты росписью, выполненной черной и синей краской (фрагменты обнаружены во время исследований). К середине XX в. сохранилась лишь малая часть этого декора, а ныне он полностью утрачен.

Еще один ремонт был произведен в конце XIX в. тогдашним шайхом—хранителем комплекса, выходцем из салаватских хваджей (потомки саййидов Термеза).

На западе некрополя располагались еще два монументальных здания, сооруженных во второй половине XIV — самом начале XV в. Это — предвратное сооружение (дарваза-хана) с порталом и расположенная неподалеку ханака, обращенная главным порталом на западе к С.-с. Из центрального зала существовало восемь проходов в отдельные помещения (худжры), которые к концу XV — началу XVI в. были разобраны и заменены галереей. В ее торцах, примыкавших к порталу, устроены михрабные ниши. Примерно к XVIII—XIX вв. полуразрушенную ханаку паломники использовали под кухню (здесь обнаружено большое количество временных очагов), а с севера у главного портала функционировала мечеть из битой глины (пахса). К 1978 г. ханака была разрушена на 90% и использовалась как загон для овец.

Главная усыпальница С.-с., видимо, стала местом погребения знаменитых членов рода. Останки многих из них, покинувших в свое время пределы Термеза, перевозили сюда и предавали земле. Других (возможно, не столь знатных) представителей этой семьи хоронили в менее парадных мавзолеях, расположенных на северном и восточном крыле некрополя. Они возведены в XV—XVII вв. и в той или иной степени повторяли план самого древнего мавзолея: два здания, объединенные вестибюлем.

Как и в другой знаменитой семейной усыпальнице, Чхар Бакре, в С.-с. не обнаружено остатков тугов. Стены внутри мавзолеев и мечети до недавней реставрации были сильно прокопчены дымом от свечей и чирагов, которые возжигались паломниками. Еще до середины 30-х гг. XX в. паломничество к мавзолеям комплекса было довольно активным. Оно проходило обычно с четверга на пятницу и сопровождалось закалыванием жертвенных животных, приготовлением пищи и собственно ритуалом зийара с чтением Корана, обходом (таваф) могил, возжиганием свечей, лучин и т.д. После укрепления границ с Афганистаном С.-с. оказался в приграничной зоне, и паломничество к нему практически прекратилось.

Здания ансамбля частично реставрированы.

Литература: Бартольд. Термез, 503—508; Б.Н. Засыпкин. Памятники архитектуры термезского района // Культура Востока. Т. 2. М., 1928, 77—78; З.А. Хакимов, Ю.З. Шваб. Султан-Саадат // Искусство зодчих Узбекистана. Т. 4. Таш., 1968, 25—63; Е.Г. Некрасова, В.М. Филимонов. Хонако в ансамбле Султан-Саодат // Краеведение Сурхандарьи. Таш., 1989, 86—92; Неопубликованные материалы В. Филимонова, Е. Некрасовой (см. также лит-ру к ст. Садат-и Тирмиз).

***
Аннотация к серии «Ислам на территории бывшей Российской империи» размещена на подсайте http://islamica.orientalstudies.ru; Вашему вниманию также доступны отдельные статьи.

PDF-файлы

Ключевые слова


ИнТБРИ, статьи

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10970
Монографий1594
Статей9118
Случайная новость: Объявления
14—17 мая 2024 г. в Санкт-Петербурге пройдут Сорок пятые (XLV) Зографские чтения «Проблемы интерпретации традиционного индийского текста». Предлагаем вашему вниманию программу конференции.
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type