|
Бурмистров С. Л. [Рецензия:] Смерть в Махараштре. Воображение, восприятие, воплощение = Death in Maharashtra: Imagination, Perception and Expression / Российская акад. наук, Ин-т востоковедения, Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки; рук. проекта и науч. ред. И. П. Глушкова. — М.: Наталис, 2012. — 816 с., ил. // Письменные памятники Востока, 2(21), 2014. С. 266—270.
Феномен смерти по-разному осмысляется
в разных культурах и на разных стадиях существования одной и той же культуры, но
всегда присутствует нечто общее, что роднит
восприятие смерти и, если угодно, «работу» с
нею — обращение с мертвым, обряды и поверья, связанные с ним и со смертью, взаимодействие его родных с другими членами общества и т.п., — в самых различных культурах.
Смерть как естественная часть жизни в сочетании со столь же естественным, биологически обусловленным стремлением всего живого избежать ее породила в конечном счете
и религию (как множество представлений и
практик, направленных на то, чтобы избежать
исчезновения пусть не тела, то хотя бы индивидуального сознания, и дающих надежду
на это), и науку, и технику (как множество
средств познать мир, т.е. установить, что в
мире несет угрозу жизни, а что — поддерживает жизнь, и тем самым отдалить смерть или
хотя бы сделать ее менее мучительной), и искусство (которое далеко не в последнюю очередь выражает эмоции человека по поводу собственной грядущей смерти или смерти близких, которая порой бывает страшнее собственной), и философию (порожденную стремлением человека найти смысл не только в
событиях жизни, но и в том событии, которое
кладет конец всякой жизни)...
[К оглавлению номера 2(21) ППВ за 2014 г.] PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова культура индийская феномен смерти
|