|
|
|
|
Мартынов А.С. Надписи и модели как памятники культуры (на материале традиционной китайской культуры) // Письменные памятники Востока, 1(2), 2005. С. 131—166.
Многоаспектность культуры и сложность процессов ее внутренней динамики порождают
необозримое многообразие того, что можно назвать памятниками культуры,
в том числе и памятниками письменной культуры. Свое особое место среди этого
многообразия занимают те из них, где культурные концепции, сведенные иногда до
одного-единственного слова или словосочетания, соприкасаются с открытым пространством.
Выходя в пространство, слово существенно меняет функцию и в какой-
то мере меняет и свое содержание. Таковы надписи, которые не просто свойственны
традиционной китайской культуре, но, можно сказать, являются ее характерным признаком.
Таковы модели, включая малую настольную пластику и пэнъцзин (яп. бонсай,
доел, «пейзаж в тазу»). И в том, и в другом случае существенная роль принадлежит
пространству. Пространство их и объединяет. И слово, вынесенное в пространство,
и самое пространство, превращенное в наглядную модель, преследуют, в сущности,
одну и ту же цель: интенсифицировать процесс усвоения культурных ценностей,
превратить нормальный информационный поток в форсированный, а предмет наблюдения
— в предмет созерцания. В этом превращении, в его характере и разнообразии
его форм ключевая роль принадлежит пространству, характеру взаимоотношений
данной культуры с пространством. Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению
конкретного материала — надписей и моделей, мы считаем необходимым предварительно
сказать несколько слов о характере взаимоотношений традиционной
китайской культуры с пространством...
[К оглавлению номера 1(2) ППВ за 2005 г.] PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова культура китайская
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
Предлагаем вашему вниманию список книг, составивших выставку новых поступлений в Библиотеку ИВР РАН (11.12.2024 г.). |
Подробнее...
|
|
|
|
|