|
|
|
|
Тюркологический сборник 2013—2014: Памяти Сергея Григорьевича Кляшторного / Ред. кол. Т.Д. Скрынникова (пред.), Т.И. Султанов, В.В. Трепавлов. М.: Наука — Восточная литература, 2016. 358 с. ISBN 978-5-02-039760-6
Статьи сборника, посвященного памяти выдающегося российского ученого-
тюрколога С.Г.Кляшторного (1928–2014), охватывают круг научных проблем, которые исследовал ученый. В первом разделе сборника публикуются воспоминания о жизни и творчестве С.Г. Кляшторного. Во второй раздел под названием
«Древние тюрки и их соседи» вошли публикации по истории древних тюрков
(кыпчаков, огузов, уйгуров) и других кочевников в эпоху средневековья. В третьем разделе рассматриваются проблемы истории и культуры различных государств и народов тюркского мира в Северном Причерноморье, Центральной и
Малой Азии.
СОДЕРЖАНИЕ
Т. И. Султанов (Санкт-Петербург). Жил-был тюрколог. Памяти Сергея Григорьевича Кляшторного — 5
Д. Д. Васильев, В. В. Тишин (Москва). Сергей Григорьевич Кляшторный — 14
ДРЕВНИЕ ТЮРКИ И ИХ СОСЕДИ
Peter B. Golden (Rutgers University, New Brunswick). The “Other” in the World of Maḥmūd Kāšġarī — 22
Караханидский ученый Махмуд Кашгарский, писавший свой труд «Диван Лугат ат-Турк» (ок. 1077 г.), ставил своей целью ознакомить арабоязычную публику
подвластных Сельджукидам ближневосточных стран с тюркским миром. Данные
«Дивана» в то же самое время служат важным источником того, как тюркоязычные народы относились к самим себе. Автор «Дивана» делает различия с этнолингвистической точки зрения между теми этносами и субэтносами, которые
он считает «тюрками», и народами, не входившими в категорию «тюрков».
Языковая принадлежность для автора является самым важным этническим маркером. Согласно «Дивану», инаковость, чуждость в немалой степени, определяются знанием тюркского языка. Нетюркскими народами, с которыми общались тюрки Караханидского государства, главным образом были ираноязычные обитатели Средней Евразии. Их называли «татами» (с многими оттенками значения). Слово «сукак» было презрительным прозвищем «перса». Слово
«сомлын» обозначало человека, не умевшего говорить по-тюркски. Слова
«ят» и «баз», чаще всего в парной форме «ят-баз», обозначали любого чужеземца. В общем, как видно из «Дивана», презирали тех, кто не умел говорить
по-тюркски.
Ключевые слова: Махмуд Кашгарский, караханиды, тат, сукак, сомлын, ят-баз
С. А. Васютин (Кемерово). Уйгурское «царство» VII в.: проблемы интерпретации
политического статуса — 41
статье основное внимание сосредоточено на так называемом Первом Уйгурском каганате. Проанализировав сведения китайских источников, данный
термин в отношении объединения ряда племен теле во главе с уйгурами (VII в.)
первым, использовал А.Г.Малявкин. Его точка зрения была поддержана С.Г.Кляшторным, который привлек данные «исторических сюжетов» и описания древних
«царств» в Терхинской, Тэсинской и других уйгурских надписях. Вопрос о «Первом Уйгурском каганате» подробно рассматривался А.К.Камаловым и рядом
других авторов. Эти исследователи по-разному определяли территориальные границы уйгурского царства VII в., но практически все без исключения считали его
государством. В ряде работ даже указывалось на имперский статус «Первого
Уйгурского каганата». Критический подход к источникам и аргументам исследователей позволил показать, что мнение о формировании государства уйгуров, а
тем более империи не подкреплено надежными историческими свидетельствами.
Уйгурам в этот период еще не удалось сформировать устойчивый союз с телескими племенами. Собственно объединение 10 уйгурских племен имело догосударственный и региональный характер. Факт получения уйгурами полной независимости в результате войны 660–663 гг. также нельзя считать достоверным, так
как танская администрация провела новое районирование территорий в Монголии, старалась контролировать политические процессы в степи, поддерживала
лидеров отдельных племенных групп. Только в конце 670-х годов в связи с осложнением международной обстановки и восстаниями тюрков внимание Китая к
территории к северу от Гоби ослабло, что способствовало появлению здесь ряда
самостоятельных кочевых объединений, одним из которых был союз уйгуров и телеских племен. Однако интеграционные процессы у токуз-огузов были прерваны вернувшимися в степь тюрками, воссоздавшими свой каганат.
Ключевые слова: Монголия VII в., уйгуры, токуз-огузы, «Первый Уйгурский
каганат», китайские генерал-губернаторства в степи, региональная держава, конфедерация
Иштван Зимони (Сегед). BODUN и EL в раннем средневековье — 66
В статье проанализированы два основных понятия структуры средневековой тюркской империи — bodun и el. Слово bodun означало родовой союз, в котором политические рамки племенной конфедерации подкреплялись чувством
этнической общности. Вторичное значением этого слова было — «народ, люди»,
из чего развились понятия «простой народ», «военные», «придворные». В средневековье кочевники различали родовой союз — el с его организацией суверенной власти от bodun, который был ему подчинен. Понятие el имело исключительно политическую коннотацию, означая империю, верховную и суверенную
власть.
Ключевые слова: тюркские империи, социальная структура, понятия «народ»,
«племенной союз», «обычное право», политическая и социальная группа
В. А. Иванов (Уфа). Племена конфедерации кипчаков/половцев в Восточной Европе
по данным письменных источников и археологии — 94
В статье рассматривается погребальный обряд кипчакских/половецких курганов второй половины XI — XII вв. в степях Восточной Европы и описывается
география их распространения. По конструкции надмогильных сооружений среди
них выделяются захоронения под земляными насыпями – абсолютно преобладают (84,6%) и погребения, совершенные под каменными конструкциями различных типов (10,6%). Последние, во-первых, локализуются в степях к западу от
Волги (в основном – на территории современной Украины), во-вторых – обнаруживают устойчивую корреляционную связь таких признаков, как подбойные могилы, размещение конской шкуры (череп и кости ног) на перекрытии над человеком или на ступеньке рядом с ним и др. По аналогии с немногочисленными погребениями предшествующего периода на востоке степной Евразии можно предположить, что «каменные курганы» Восточной Европы оставлены кипчаками,
а племенами центрально-азиатского происхождения, входившими некогда в кимако-кипчакский этнополитический союз.
Ключевые слова: кипчаки, половцы, куманы, канглы, статистика, корреляция
И.В.Кормушин (Москва). Среднеазиатский поход тюрок 710—711 гг. (Палеографические поправки к чтению двух фрагментов в строках 45 и 46 надписи Тоньюкука и связанные с этим существенные переосмысления этой части текста) — 104
В статье рассматриваются случайно открывшиеся недавно несколько слов
в строках 45 и 46 надписи Тоньюкука, ранее не читавшиеся ни у В.В.Радлова, ни
у В.Томсена. Учет этих слов значительно проясняет эту часть текста надписи,
касающуюся войн и походов тюрок Второго восточнотюркского каганата в 710–
711 гг.
Ключевые слова: раннесредневековая (VIII в. н.э.) история народов Средней
и Центральной Азии, древнетюркские рунические памятники, надпись Тоньюкука. Палеография, текстология
Н. Н. Крадин (Владивосток). Особенности исторической динамики кочевых империй
Внутренней Азии — 117
В статье рассматривается историческая динамика империй номадов Внутренней Азии. Показывается, что определенные стороны жизнедеятельности кочевников были детерминированы экологическими условиями (например, скотоводство,
социальная организация). Другие компоненты культуры динамично развивались
(средства и технологии передвижения, вооружение и военное дело, урбанизация,
письменность и т.д.), будучи обусловленными различными внешними и внутренними факторами. Некоторые культурные импульсы были восприняты из земледельческого мира посредством диффузии или заимствования (ряд технологий,
мировые религии и др.).
Ключевые слова: кочевые империи, Внутренняя Азия, социальная эволюция
А. С. Сараев (Казань). Огуро/огузская проблема в работах С.Г. Кляшторного
и историографии — 135
Происхождение тюркоязычных народов раннего средневековья — важная тема
научных трудов С.Г.Кляшторного. Взгляды, которых он придерживался, укладываются в рамки моноцентрической концепции. Сторонники этой концепции полагают, что некогда существовал тюркский «протоэтнос» — огуры, миграции которых на запад и восток положили начало тюркоязычным народам Восточной Европы (булгары и хазары) и Центральной Азии (огузы — уйгуры и прочие племена
группы теле). Потомками последних С.Г.Кляшторный также считал огузов Средней Азии и кыпчаков/половцев. Однако немалое число исследователей придерживались иной концепции — полицентрической, в которой западные и восточные
тюркоязычные народы не имели прямой генетической связи. Более того, сомнению подвергалась правомерность ключевого термина «огур». К сожалению, круг
данных, привлекаемых для решения данной проблемы, по-прежнему не позволяет однозначно определить, какая из концепций верна. Преимущество той или
другой нередко зависело не столько от аргументов, сколько от числа сторонников
каждой концепции.
Ключевые слова: С.Г.Кляшторный, В.В.Радлов, Б.Мункачи, А.Н.Бернштам,
С.Максуди, Л.Н.Гумилев, огуро-огузская проблема, этногенез, моноцентрические
и полицентрические концепции
Н. Н. Серегин (Барнаул), В. В. Тишин (Москва). К вопросу о формах зависимости в обществе древних тюрков Центральной Азии (по письменным и археологическим
источникам) — 159
В статье суммируются данные письменных и археологических источников о
формах социальной зависимости у древних тюрков Центральной Азии. По мнению авторов, комплексный анализ имеющихся материалов позволяет говорить о
наличии в древнетюркском обществе групп зависимого населения. Их существование подкрепляется отрывочными свидетельствами письменных источников,
наличием определенной социальной терминологии в тюркоязычных памятниках,
фиксацией характерных дифференцирующих признаков в древнетюркских погребальных комплексах, а также сравнительно-историческими и этнографическими
данными. Однако интерпретация этих сведений во многом остается зависимой от
теоретико-методологических установок конкретного исследователя.
Ключевые слова: социальная зависимость, подчинение, рабство, древние тюрки, Центральная Азия, письменные источники, археологические материалы
Т. Д. Скрынникова (Санкт-Петербург). Возвращаясь к интерпретации теонима умай — 193
В статье обращается внимание на актуальность божества-Солнце у народов
Южной Сибири и Внутренней Азии от бронзового века до современности, что
обусловливается участием групп, пришедших с запада, в этно-и культурогенезе
этих народов. Сравнительно-исторический, культурно-генетический и функциональный анализы продемонстрировали историческую преемственность традиционной культуры древнего населения этого региона. Обращение к индо-иранской
лексике позволило реконструировать пантеон божеств и предложить адекватную
интерпретацию их статусов и функций. В то время как большая часть древнетюркских памятников на территории Монголии (восточная часть древнетюркского мира) в качестве верховных божеств упоминает пару Небо — Земля-Вода,
у западных тюрков в дополнение к ним появляется Умай — третий компонент
верховного пантеона. Имя божества подчеркивает его солнечную природу, которая восходит к южно-западноазиатской традиции (древнеиранское humai, индоиранское uma). На ранних этапах теоним Умай (третий компонент верховного пантеона западных тюрков) определяет женское божество–богиню-Солнце.
Ключевые слова: Умай, богиня-Солнце, пантеон древних тюрков
ТЮРКСКИЙ МИР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
А. Д. Васильев (Москва). Османский документ из Архива Музея дворца Топкапы об иерархии власти у Шейбанидов — 211
В статье рассматривается новый османский документ по истории Шейбанидов из Архива Музея дворца Топкапы (Стамбул). В документе указаны правители
династии Шейбанидов в порядке уменьшения военно-политической силы и
значимости, занимаемые ими города и их титулы, количество войск каждого,
а также имеются авторские пояснения. Документ интересен тем, что позволяет уточнить положение династии Шейбанидов в Мавераннахре в конце 20 —
30-е годы XVI в.
Ключевые слова: Шейбаниды, Мавераннахр, Османская империя, Тимуриды
Д. Р. Зайнуддинов (Казань). Артамыш ибн Абдулла ал-Ашрафи (ум. 736 г.х./1336) —
посредник между мамлюкским Египтом и хулагуидским Ираном — 220
В связи с тем что административная система во многих монгольских государствах имела много общего, изучение биографии послов и переводчиков, обслуживавших контакты между мамлюкским султанатом и хулагуидским Ираном,
может быть использовано исследователями для объяснения (по аналогии) многих
явлений истории Золотой Орды. Статья посвящается биографии Артамыша ибн
Абдуллы ал-Ашрафи (ум. 736 г.х./1336) — египетского чиновника периода правлениия мамлюков, выполнявшего важные дипломатические и военные миссии.
Статья состоит из оригинального текста, перевода и комментариев к нему в биографических сборниках Ибн Тагриберди и ас-Сафади.
Ключевые слова: арабские источники по истории Золотой Орды, монгольский
и тюркский языки, Яса, ан-Насыр, Абу Са’ид, Утемыш, Орктай, Таир буга, ал-
Карак, Сафед
И. В. Зайцев (Москва). К истории золотоордынских кунгратов в Хорезме и в Крыму:
эмир Нангутай — 238
Статья посвящена роли клана кунгратов в истории Золотой Орды, в особенности двух ее регионов — Крыма и Хорезма XIV–XV вв. На основании разнообразных источников автор выстраивает генеалогию кунгратского эмира Нангудая
(ум. в 1360/61 гг.) и его потомков.
Ключевые слова: кунграты, Золотая Орда, Крым, Хорезм
И. В. Ерофеева (Алматы). Знаковый персонаж казахских преданий Алаша-хан:
историческая личность и миф — 256
Статья посвящена знаковому персонажу казахских генеалогических преданий
и легенд — Алаша-хану. В устной народной памяти его имя связывается с образованием трехчастной социальной организации казахов — жузами. На основании
структурного анализа 22 оригинальных фольклорных текстов и выявленных в них
исторических топонимов, этнонимов и собственных имен автор устанавливает
время жизни и правления легендарного монарха. В ходе изучения «ногайского»
и «бухарского» контекстов исторической биографии Алаша-хана, он идентифицирует этот литературный персонаж как Хаккназар-хана, управлявшего казахами
в течении 1551–1580 годов.
В статье рассматривается также вопрос о происхождении имени Алаша. Оно
представляло собой лакаб, то есть почетное прозвище Хаккназара, которое он
получил в 1570-е годы.
Ключевые слова: трехчленная социальная организация, жуз, устная память,
фольклор, генеалогические предания, мифология, лакаб, халат (шапан)
Д. Г. Савинов (Санкт-Петербург). Геральдические изображения на парадных седлах
средневековых кочевников Евразии — 293
Статья посвящена исследованию геральдических изображений животных в
декоративном убранстве раннесредневековых сёдел. В статье анализируются
художественные мотивы, обладавшие особой знаковой сущностью, отражавшие
высшую ступень в соответствующей иерархии образов и тем самым определявшие социальный статус их владельца. Автор приходит к выводу, что геральдические изображения животных на парадных седлах кочевников Евразии сохраняют
свою социально-знаковую сущность на протяжении веков, в древнетюркское
время выступая в качестве символов власти, воинской доблести и победы; в монгольское время в дополнении к этому отмечается их функция передачи пожелания благоденствия и благополучия; а этнографическая современность демонстрирует возвращение к прежним древнетюркским традициям, что может являться
отражением цикличности в культурогенезе.
Ключевые слова: символика и семантика геральдических изображений, сёдла,
древние тюрки
И. В. Торопицын (Астрахань). Несостоявшийся альянс: казахско-крымские отношения
и политика России во второй четверти XVIII в. — 307
Процесс присоединения казахов к Российскому государству, начавшийся в
1730-х гг., не означал отказа их ханов от самостоятельной внешней политики. Во
второй половине 1730-х гг. часть казахов Младшего жуза, опасаясь джунгарского
нашествия, предпринимала попытки обеспечить себе продвижение дальше на
Запад через территорию России. Серьезным препятствием на их пути были калмыцкие улусы. В разгар русско-турецкой войны казахские владельцы вступают в
переговоры с крымским ханом. С помощью крымских татар казахи рассчитывали разбить калмыков и занять территории их кочевий на Северном Кавказе.
Однако вмешательство кубанского сераскера, выдавшего наместнику Калмыцкого ханства цель визита в Крым казахского посланца, привела к его аресту и выдаче астраханским властям, которые получили доказательства антироссийской политики владельцев Младшего казахского жуза. Благодаря этому астраханскими
властями в 1740-х гг. были приняты меры по недопущению казахско-крымских
контактов. Это позволило сорвать замыслы части казахской элиты по совместным
действиям с крымскими татарами против российских подданных.
Ключевые слова: казахи, калмыки, крымские татары, казаки, астраханские власти, Россия, XVIII в.
В. В. Трепавлов (Москва). Налогообложение в Сибирском юрте — 320
В Сибирском юрте как бывшей северо-восточной периферийной провинции
Улуса Джучи продолжали действовать ордынские традиции экономической жизни. В источниках встречаются немногочисленные упоминания о регулярных выплатах в пользу ханской казны. Большинство таких упоминаний относится
к 1550–1580-м годам, т.е. к последнему периоду княжения бекской династии Тайбугидов и ко времени так называемого «Кучумова царства», а также отчасти
к нескольким последующим десятилетиям, когда безвластный Кучум и его потомки пытались сохранить за собой остатки управляемых ими владений. Вся
многообразная номенклатура податей постепенно свелась к обобщенному
понятию «ясак». Главная причина этого регресса заключалась в уменьшении
оседло-земледельческой сферы экономики и городского уклада в жизни позднесредневековых государств восточного Дешт-и Кипчака.
Ключевые слова: налоги, дань, ясак, Кучум, даруга
Р. В. Хаутала (Казань). Взаимоотношения куманов с Королевством Венгрия накануне
монгольского вторжения 1241 г. — 331
В первой части настоящей статьи автор анализирует содержание папских писем в Венгрию по поводу вопросов, касавшихся пребывания тевтонских рыцарей в Трансильвании с 1211 по 1225 г. Анализ информации, содержащейся
в этих письмах, показывает, что венгерский король Андрей II пригласил тевтонских братьев в землю Бырса с очевидной целью организовать эффективную
защиту Трансильвании от участившихся набегов куманов. Основываясь на исторических документах, автор приходит к выводу, что куманы регулярно вторгались в Трансильванию именно через землю Бырса и что эти набеги кочевников
показали неэффективность прежней оборонительной системы региона, повлияв
тем самым на решение Андрея II поручить оборону Бырсы ордену тевтонцев,
обладавшему значительным военным потенциалом.
Серия военных успехов тевтонских рыцарей, засвидетельствованных синхронными источниками, способствовала расширению владений венгерской короны за Карпатами за счет территорий, находившихся до этого под контролем кочевников. Несмотря на то что изначально куманы были агрессорами, начиная
примерно с 1222 г. они были вынуждены защищать свои владения от нарастающего давления со стороны тевтонских братьев.
Во второй части статьи автор рассматривает деятельность Куманской епархии, основанной в юго-восточных владениях династии Арпадов после изгнания
тевтонских рыцарей из Трансильвании в 1225 г. Все имеющиеся синхронные источники подчеркивают центральную роль венгерских доминиканцев в создании
новой католической епархии, основанной в недавно приобретенных областях
Королевства Венгрии в результате успешной прозелитической деятельности
братьев-проповедников. В заключение автор анализирует вопрос о причинах обращения куманов
в христианство, подвергая критике устоявшееся мнение о том, что их обращение
в католичество следует рассматривать как политический акт, не имевший ничего
общего с действительными религиозными симпатиями кочевников. По мнению
автора настоящей статьи, крещение куманов имело конкретную политическую
подоплеку, что, однако, не исключало и личные симпатии кочевников к католичеству. Приобщение куманов к христианству вполне могло быть одновременным
следствием как осознания политических выгод, вытекавших из религиозного
обращения, так и утонченной миссионерской риторики доминиканцев, способных
убедить кочевников в совершенстве католической веры.
Ключевые слова: взаимоотношения Латинского мира с кочевниками в средневековье, Королевство Венгрия, Трансильвания, куманы, Тевтонский орден, миссионерская деятельность доминиканцев
PDF-файлы Содержание, статьи памяти С.Г.Кляшторного
Вклейка с фотографиями
Ключевые слова Кляшторный, Сергей Григорьевич
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
27–28 ноября 2023 г. в ИВР РАН пройдут Семнадцатые всероссийские востоковедные чтения памяти О.О. Розенберга. Предлагаем вашему вниманию программу Чтений. |
Подробнее...
|
|
|
|
|