|
|
|
|
Бушуев Е.С. Санскритские письменные источники по истории тантрического буддизма VII—XI вв. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Научный редактор В.П.Иванов. СПб., 2018. 26 с.
Актуальность темы исследования. В санскритском наследии буддизма махаяны значительное место занимают тантры – священные тексты, содержащие сакрализованные религиозные практики, передающиеся через посвящение (санскр. абхишека). Тантрическое направление буддизма, опирающееся на эти тексты и называемое в санскритских письменных памятниках «алмазным путем» (ваджраяна) или «методом мантр» (мантраная), до настоящего времени изучалось преимущественно с позиции филологии и антропологии. К настоящему времени исследованы отдельные ваджраянские культы, изданы некоторые важные тексты, которые, однако, до сих пор не рассматривались как источники по истории тантрического буддизма.
Актуальность систематического описания и изучения этих источников объясняется тем, что история индийского тантрического буддизма пока не становилась объектом специального исследования в академической литературе. В этой связи одной из фундаментальных задач в данном направлении представляется разработка периодизации тантрического буддизма в Индии. Нерешенность этой проблемы объясняется отсутствием в ранней индийской литературе историографических памятников, хроник и летописей. Это обстоятельство вынуждает решать вопрос датировки ваджраяны через анализ традиционных письменных памятников. Кроме того, подавляющее большинство исследований по тантрическому буддизму выполнено на тибетском материале и по этой причине освещает в первую очередь более позднюю форму этой традиции, получившую развитие в Тибете. Более раннему историческому этапу формирования ваджраяны на территории Индийского субконтинента – в частности, её санскритским источникам – уделялось значительно меньше внимания. Настоящее исследование санскритских источников по истории тантрического буддизма является первой в отечественной науке работой, предпринятой с целью восполнения этого пробела.
Для исследования тантрического буддизма как целостного направления, исторически развивавшегося в системе индийской культуры, первостепенной научной значимостью обладают именно санскритские тексты. В них понятийно-терминологический аппарат тантрического буддизма представлен в оригинальной лингвистической форме, свободной от иноязычных семантических наслоений, что позволяет проследить эксплицитные генетические связи тантрических учений с мыслительными и праксиологическими традициями других направлений буддизма, функционировавших в раннесредневековой Индии VII–XI вв.
Индийский этап истории тантрического буддизма изучался преимущественно в социокультурном аспекте. При этом периодизация индийской ваджраяны до сих пор не разработана в современной науке. Тем не менее именно рассмотрение генезиса учений и новых моделей религиозной практики тантрического буддизма в исторической динамике VII–XI вв. позволит сформировать комплексную картину этого важного феномена религиозной жизни Южной Азии и заложить базу для его дальнейших исследований.
PDF-файлы Полный текст автореферата диссертации
Ключевые слова буддизм в Индии тантра буддийская
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
Заседание комиссии по приему заявлений и документов для поступления в аспирантуру ИВР РАН состоится 30.08.2024 (пт) в 15:00 в каб. 146 ("Кабинет изучения Лотосовой сутры"). |
Подробнее...
|
|
|
|
|