Дуньхуанские рукописи были найдены в 1900 г. близ границы провинций Ганьсу и Синьцзян в Китае недалеко от уездного городка Дуньхуана в громадном комплексе храмов-пещер Могао (именуемом также нередко «Пещеры тысячи будд»). Комплекс объединяет 466 пещер, украшенных росписями и скульптурой I тысячелетия н. э., и сам по себе является одним из знаменитейших памятников древнего китайского искусства. Но впервые он прославился после открытия громадной рукописной китайской библиотеки, обнаруженной в замурованной пещере. (Библиотека IV–XI вв., насчитывающая до 36 тыс. единиц хранения, волею судеб разошлась по разным странам.) Очень скоро весть об открытии библиотеки достигла ушей европейских археологов, работавших тогда в Восточном Туркестане. В 1907 г. прославленный французский синолог П. Пельо приехал в Дуньхуан и увез оттуда 3500 рукописей. Проезжая через Пекин, он ознакомил с содержанием рукописей китайских знатоков древностей. Позднее были и другие экспедиции в Дуньхуан: английские, китайские, японские, русская, американская, но известность и изучение Дуньхуанского собрания начались с экспедиции П. Пельо. К тому времени принадлежат и первые публикации. Я постараюсь здесь показать какие были основные типы изданий дуньхуанских текстов…
2—4 декабря 2024 г. состоится Ежегодная научная сессия ИВР РАН «Письменное наследие Востока как основа классического востоковедения». Предлагаем вашему вниманию программу Сессии.