Бурман А. Д. Кадопвэ и пурваранга (сравнительный анализ прологов в бирманской и санскритской драме) // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXI годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1987 г. Часть 2. М.: Наука, ГРВЛ, 1987. С. 3—7.
Цель настоящего сообщения состоит в попытке сопоставления пурваранги — прологовой сцены санскритской драмы, подробно описанной
в древнеиндийском трактате «Натьяшастра» (около 2‒3 вв. н.э.) и кадопвэ — пролога перед бирманским театральным представлением, который
разыгрывается в Бирме вплоть до настоящего времени. Сравнение
показывает, что между двумя явлениями, отделенными временным
промежутком почти около двух тысячелетий, имеются определенные соответствия.
Очевидно, бирманская театральная традиция, находясь
на периферии мощной древнеиндийской культуры, законсервировала в
прологовой сцене те архаические черты, которые в индийском театре
были давно утрачены. Это тем более примечательно, что в бирманском
письменном наследии не сохранилось никаких прямых свидетельств
знакомства с теорией и практикой классической индийской драмы...
4 марта 2024 г. (понедельник) в 14:00 состоится заседание Ученого Совета, на котором будет заслушан доклад г.н.с., д.и.н. Т.Д. Скрынниковой «Возрождение имперских амбиций у монголов XVII в. на материале Altan Tobči».