Виноградова Т. И. Сценическая бутафория и предметы реального интерьера на китайской театральной народной картине // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1988 г. Часть 1. М.: Наука, ГРВЛ, 1989. С. 67—72.
Для определения жанра китайской театральной народной картины
существуют достаточно четкие критерии: картины должны являться
иллюстрациями к какой-либо пьесе традиционного китайского театра,
обычно из репертуара Пекинской музыкальной драмы, а персонажи
пьес должны изображаться в театральных костюмах и гриме, со
специфически театральными жестами. Фоном для картин может служить
либо полностью воспроизведенная театральная сцена, либо отдельные
предметы бутафории. Однако среди театральных няньхуа можно выделить
такие, на которых сценическая условность органически сочетается
с реальной обстановкой, то есть осуществляется перенос действия
со сцены в иную среду: фоном является либо интерьер жилого
дома, либо архитектурное сооружение или пейзаж. Такой перенос
должен обладать некими общими закономерностями; интересно проследить,
как он осуществляется и какие цели преследует. Целесообразно
исследовать воссоздание на театральной народной картине каждого типа реальности, но представляется возможным проанализировать
в совокупности передачу сцены, театральной бутафории и реального
интерьера и мебели из-за общности их функционального назначения...
25 декабря 2024 г. (среда) в 14:00 состоится заседание Ученого Совета, на котором будет представлен отчетный доклад директора ИВР РАН, чл.-корр. РАН И.Ф. Поповой о результатах работы Института за 2024 г.