Винников И. Н. Социальная сущность сказания о первом братоубийстве // [Православный] Палестинский сборник. Выпуск 25 (88): Культура Ближнего Востока древнего и раннесредневекового времени. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1974. С. 39—44.
Сказание о первом братоубийстве кажется на первый взгляд совершенно
понятным. Каин и Авель, сыны первой человеческой пары, приносят
Богу жертвы: земледелец Каин — из плодов земли, а скотовод
Авель — из овец своего стада. Жертву Авеля Бог принимает, а жертву
Каина он оставляет без внимания. Из ревности Каин убивает Авеля,
за что Бог сгоняет Каина с лица земли и обрекает его на вечное скитание.
Но вряд ли найдется в Ветхом завете другое сказание, которое содержало
бы столько неясностей, как сказание о Каине и Авеле. Толкование этого
сказания, которое началось еще в III в. до. н. э. переводчиками Библии
на греческий язык и продолжается до наших дней, ровным счетом ничего
не прояснило: и в новых работах часто встречаются выражения «перевод
сомнительный», «текст испорчен», «текст совершенно искажен» и т. д. ...