|
|
|
|
Мартынов А. С. Буддизм и конфуцианцы: Су Дун-по (1036–1101) и Чжу Си (1130–1200) // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в Средние века. Сборник статей. М.: Наука, ГРВЛ, 1982. С 206—316.
В предельно упрощенном виде конфуцианскую доктрину
можно свести к двум основным положениям— к самосовершенствованию
(сю цзи) и к искусству управлять людьми
(чжи жэнь). В . зависимости от личных склонностей и социальных
ситуаций определенной эпохи конфуцианская личность
вырабатывала свое мировоззрение на основе синтеза
двух этих положений, уделяя каждому из них столько внимания,
сколько требовали от нее общество и личные склонности,
Амплитуда колебаний могла быть очень широкой. Если
на одном полюсе находился классический тип гармонической
(конфуцианской личности, которая, следуя завету ученика
Конфуция Цзы-ся, служа, занималась в свободное время
наукой, а посвятив себя науке, находила время для службы
[58, с. 209], то на другом — легендарный отшельник Сюй Ю,
который вымыл уши в ответ на предложение императора Яо
передать ему управление Поднебесной. Где-то посередине
этой шкалы можно поместить конфуцианцев типа ши бу юн,
т. е. мудрецов, не нашедших себе достойного применения,
наиболее ярким представителем которых был Тао Цянь [11,
с. 78—85; 82, с. 204]. Все эти три типа личностей объединяет
их сориентированность на «управление Поднебесной». Вне зависимости
от того, стремились ли они к этого рода деятельности
или уклонялись от нее, проблема управления и отношение
к ней определяли их духовный мир...
К содержанию сборника...
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
22-24 ноября 2023 г. в Санкт-Петербурге пройдет Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Современное буддийское образование, историко-культурологические и философские исследования». Предлагаем вашему вниманию программу. |
Подробнее...
|
|
|
|
|