Вейнберг И. П. Человек в хронистской картине мира: его психика // Переднеазиатский сборник. IV. Древняя и средневековая история и филология стран Переднего и Среднего Востока. М.: Наука, ГРВЛ, 1986. С. 91—104.
I. Человек есть единство физических и психических начал.
Поэтому, продолжая рассмотрение вопроса «Человек в
хронистской картине мира», нам надлежит обратиться к
самому сложному и загадочному явлению человеческой сущности
— к его психике и ее восприятию и осмыслению в
хронистской картине мира.
Первая трудность — в распространенном среди историков
негативном или в лучшем случае безразличном отношении к
этой сфере человеческого существования и в связи с этим
ее слабая изученность. Однако в последнее время историки
все больше проникаются пониманием того, что постижение
глубин исторического прошлого не будет полным без
учета психики творцов этого прошлого.
В этом необходимом сближении двух наук пока более активны
социологи и социальные психологи, доказывающие,
что человеческая психика в своей совокупности социально
обусловлена, что в силу меняющейся историко-социальной
реальности человеческая психика исторически изменчива и
что человеческая психика есть единство эмоционального и
интеллектуального начал...