Башарин П. В. Изучение раннего суфизма в отечественном исламоведении: история и перспективы // Письменные памятники Востока. Том 17, № 1(40), 2020. С. 105—118.
Статья посвящена изучению раннего суфизма в России. Это направление никогда не было традиционным для отечественного исламоведения. Книга А.Е. Крымского (1896) «Очерк развития суфизма до конца III в. хиджры» написана в русле европейской позитивистской науки конца XIX — начала XX в. Ярким примером влияния европейского взгляда на мусульманскую
мистику сквозь призму психологии стала работа К.К. Казанского (1905). Общий взгляд на суфизм в академическом сообществе Советского Союза сформировали труды Е.Э. Бертельса
и И.П. Петрушевского. В некоторых случаях суфии становились объектами исследований как
представители «свободомыслия». Важной вехой для отечественного исламоведения стало появление изданий «Ислам: энциклопедический словарь» (1991) и «Хрестоматия по исламу»
(1994). В постсоветский период с начала 1990-х годов наблюдается рост интереса к суфизму.
Однако основная информация о раннем суфизме предоставляется читателю, как правило, из
переводной литературы. Переводы и исследования оригинальных суфийских текстов редки. Раннему суфизму на данный момент посвящена единственная монография И.Р. Насырова «Основания исламского мистицизма (Генезис и эволюция)» (2009).