Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
  Версия для печати

Mongolica. Том XXIII, 2020, №1 / Главный редактор И. В. Кульганек. Секретарь Д. А. Носов, помощник секретаря М. А. Козинцев. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2020. 104 с. ISSN 2311-5939.


Издание имеется в продаже

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ, ЭТНОГРАФИЯ

Г. Бямбарагчаа. Об одной из традиционных игр халха-монголов — 5
Один из видов рекреационной деятельности человека принято называть игрой. Это важный элемент культуры скотоводческого общества. Игра — это нить, связующая людей, она выполняет функцию социальной сети, иными словами, является «клеем», скрепляющим общество. Игра в альчики — одна из разновидностей монгольских традиционных игр. Наибольшее распространение она получила в Цент- ральной Монголии, где в нее чаще всего играют летом и осенью.
Ключевые слова: игра, традиционная культура, кочевое скотоводство, Халха-монголы

D. Heuschert-Laage. The Role of Oaths in Seventeenth-Century Manchu-Mongolian Political Culture — 10
Oaths were an important component of Mongolian political culture and their significance in indicating the binding character of an allegiance is already attested in the Secret History. In the early 17th century, when the Manchus were expanding their power base in Inner Asia, they frequently made use of oaths. Even after the Qing capital was moved to Beijing, oaths were important for binding the Mongolian nobility to the imperial house. For the time before the 17th century, information on performative aspects of oath-taking is scarce. Archival records on Mongolian-Manchu relations in the 17th century, however, contain plenty of information on diplomatic preparations, the specific language of oaths and the staging of oath-taking ceremonies. There is evidence that the fundamental idea of a conditional self-curse, which called punishment on the swearing person if he or she broke a promise, was known to all participants, but details of implementation varied. The paper investigates the Mongolian terminology for oath-taking practices and draws inspiration from recent works on ritual theory. On the basis of 17th century archival material, it draws attention to the dynamic character of oath-taking and argues that it involved both individuals and groups. By exploring narratives which evolved around Manchu-Mongolian oaths as political landmarks, the paper sheds light on oath-taking as a cultural practice.
Key words: Manchus, Mongols, oath, Qing, ritual

K. Kollmar-Paulenz. Imagining a “Buddhist Government” (mo. törö šasin) in seventeenth century Mongolia — 18
The early seventeenth century saw the consolidation of Buddhism in the Mongolian regions, instigated some decades earlier by Altan Qa an of the Tümeds and other Mongolian leaders. Mongolian chronicles of the seventeenth century describe the impact the new socio-religious dominance of the Tibetan Buddhist dGe lugs pa school had in the field of Mongolian politics. They also mirror the deep influence the Tibetan concept of chos srid zung `brel, the “conjunction of religion/ religious law and government”, had on Mongolian conceptualizations of secular and religious power. This paper addresses the shifts in political concepts of secular and religious rule by undertaking a close reading of two important historical sources of the time, the Erdeni tunumal neretü sudur (around 1607) and the Erdeni-yin tobči (1662). I argue that the Erdeni tunumal still adheres to a concept of political rule in which the secular ruler has pre-eminence against his religious counterpart. A close reading of the Erdeni-yin tobči reveals that this balance of power shifted in the latter part of the seventeenth century with the establishment of the institution of the Dalai Lamas, which led to an increasing influence of Tibetan politicoreligious thought on the Mongolian configuration of törö šasin.
Key words: Buddhism, Mongolian regions, dGe lugs pa, Dalai Lamas, political concepts

А. V. Popov. Transformations in legal and social status of the North Mongolian nobility (XVIII — first half of XIX century) — 28
The purpose of this paper is to investigate the content and practical application of a number of tax laws introduced by the Qing Imperial authorities in Northern (Khalkha) Mongolia in XVIII — first half of XIX century. These laws limited the amount of fiscal revenues collected from the inhabitants of Mongolian steppes that could be used by native aristocrats as remuneration for the performance of their administrative service duties. As a result, the author found that Mongolian and Chinese sources contain numerous pieces of information about the constant tendency to neglect the norms of Qing tax legislation, which was typical for North Mongolian princes and officials. Reasons for wide spread of such phenomena may be related to the transformation of social and legal system that occurred in Mongolia in XVIII — first half of XIX century due to the influence of the Qing Empire.
Key words: Qing Empire, North (Khalkha) Mongolia, tax laws, North Mongolian aristocracy, violations of fiscal rules, changes in legal status and social role of the Mongolian nobility

Т. Ю. Сем. Проблемы этногенеза тунгусоманьчжуров. Часть 1 (современное состояние вопроса: от неолита до рубежа эр) — 36
Статья посвящена современному взгляду на проблемы этногенеза тунгусо-маньчжурских народов, основанному на данных преимущественно письменных источников и этнографии, с отдельными экскур- сами в антропологию, язык и археологию. В ней характеризуется ранний период этнической истории тунгусо-маньчжурских народов — от эпохи неолита до рубежа эр. Обобщение проблемы на новом витке знания позволяет охарактеризовать формирование пратунгусов при участии трех групп конфедераций Центральной и Восточной Азии — дун-и, дунху и хунну, а также сформулировать идею связей тунгусо- маньчжуров с индоевропейцами, индоиранцами и скифами-пазырыкцами в духовной культуре. Отмечают- ся параллели с культурой Давэнькоу и карасукцами. В статье обосновывается правильность выводов классической этнографии и востоковедения о принадлежности племен сушеней-илоу к предкам тунгусо- маньчжуров, но с уточнением о смешении их на территории Китая с индонезийцами и о влиянии древних китайцев. Особое внимание уделяется тунгусо-маньчжурским параллелям в этнонимах и культуре (хозяй- ство, одежда, утварь, религиозные верования и культы) с племенами сушеней, илоу, воцзюй, фуюй китайских источников.
Ключевые слова: этногенез, культурогенез, древние тунгусоманьчжуры, Приамурье, Приморье, Прибайкалье, Забайкалье, Верхний Амур, Маньчжурия, письменные источники, этнография

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, ТЕКСТОЛОГИЯ

А. В. Зорин, Л. И. Крякина. Вопросы реставрации и текстологии двух тибетографичных калмыцких свитков XVIII в. из собрания ИВР РАН — 49
В статье представлены основные итоги реставрации и текстологического исследования двух больших свитков с тибетским текстом сутры «Ваджраччхедики», созданных около середины XVIII в. калмыками на бумаге производства Ярославской мануфактуры А. Затрапезнова. В Санкт-Петербург они предположительно попали из Области Войска Донского в 1797 г. (т. е. после откочевки большей части калмыков в Джунгарию в 1771 г.) от надворного советника П. И. Штерича, занимавшегося разработкой рудников на территории нынешней Восточной Украины. Cвитки были извлечены из спрятанного в земле молитвенного барабана. В статье описаны дефекты бумаги и меры, принятые для их исправления. По итогам реставрации удалось не только соединить все части свитков в верном порядке, но и доказать, что изначально они составляли единый большой свиток, который был разрезан по горизонтали на две неравные части: в верхней части исходного свитка содержится семнадцать строк, в нижней части — восемнадцать. При этом каждая строка представляет собой полную копию «Ваджраччхедики», т. е. исходный свиток содержал тридцать пять копий сутры. Текстологическое исследование показало, что представленная в свитке редакция сутры отличается от редакции, содержащейся в тибетском буддийском каноне, и соответствует тексту из сборников «Доманг» и «Сунгдуй».
Ключевые слова: калмыцкая книжная культура, тибетографичные рукописи, свитки из барабанов, консервация рукописей, тибетская текстология, «Ваджраччхедика»

СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

И. А. Алимов. Заметки о сяошо: «Ко и чжи» — 58
Статья из серии «Заметки о сяошо» является частью большого продолжающегося исследования под общим названием «Краткая история китайской прозы сяошо I–XIII вв.», выдержанного в рамках единого шаблона, который принят автором для описания письменных памятников и использован в опубликованных монографиях «Сад удивительного: Краткая история китайской прозы сяошо I—VI вв.» (2014) и «Записи о сокровенных чудесах: краткая история китайской прозы сяошо VII–X вв.» (2017). Данная работа посвящена одному из малоизвестных сборников XI в. «Ко и чжи» (括異志 «Записи, объемлющие странное») Чжан Ши-чжэна (張師正 1017–?). В статье впервые на русском языке рассматривается история создания текста данного сборника, анализируется его состав, исследуется вопрос бытования, начиная с первых изданий и заканчивая современными, анализируется состав и тематика сборника.
Ключевые слова: Китай, китайская литература, китайская проза сяошо, источниковедение, «Ко и чжи»

М. В. Иванова. Яма и Ями (Ригведа Х, 10). Индоиранский миф — 65
Статья представляет собой дополненный вариант одноимённого доклада, прочитанного 11 декабря 2019 г. на ежегодной научной сессии ИВР РАН «Письменное наследие Востока как основа классического востоковедения». Отмечены особенности гимна РВ Х, 10 в метре, грамматике, лексике. Спекулятивный характер гимна не подтверждается. Гимн напоминает драматический диалог с моральной подоплекой, где Яме навязана роль нравоучителя и пророка будущей порчи мира (причём пророчество — чуждый Ригведе жанр). Моральная победа Ямы в финале неубедительна. Индоиранский миф о Яме и Ями вторичен и основан на единственном эпизоде, где брат отвергает сестру или из-за благочестия, или в результате своего грехопадения. В иранской традиции Йима — смертный, его сестра не упоминается в Гатах и Авесте, авестийская форма её имени отсутствует. Генеалогия Ямы и Ями в Ригведе существует инвариантно и только в Х мандале. В более ранних представлениях Яма — андрогинное божество, добровольно отдавшее себя в жертву ради богов и людей (РВ I, 83:5; X, 13:4). В самых ранних представлениях бог, приносящий в жертву собственное тело, это Агни, он же — близнец самого себя: «близнец рождённый, близнец, должный родиться» (РВ I, 66:8; VI, 11:2). На основании ряда совпадений в генеалогиях предполагается связь Ямы и греческого героя Иамоса. Народная этимология «Иамоса» от слова «фиалка» (ион) не выдерживает критики, а греческое слово «близнец» (дидюмос) не связано с индоиранской лексикой. Предложен поэтический перевод гимна «Яма и Ями» РВ Х, 10 и фрагментарный перевод 6-й Олимпийской оды Пиндара.
Ключевые слова: Яма и Ями, Йима, Йимак, индоиранский миф, близнец, андрогинное божество, инцест, Ригведа, Авеста, зороастризм

Ю. А. Иоаннесян. От ислама к бабизму — 79
В статье освещаются отдельные вопросы зарождения бабизма, подготовки почвы для него и принятия его первыми последователями. Особое место отведено шейхитской школе в шиизме и одному из ее основоположников — Сайиду Казиму Рашти, учениками которого явилось большинство первых бабидов. Для изложения этих и ряда сопряженных с ними вопросов привлекается, наряду с другими источниками, редко используемый трактат ал-Карбала’и. Отдельное внимание уделено в статье первому бабиду — Мулле Хусайну Бушру’и.
Ключевые слова: зарождение религий в новое время, постисламские религии, бабизм, Баб, шейхизм, вера бахаи

РЕЦЕНЗИИ

И. Ю. Ванина, Ю. В. Кузьмин. Рец. на: Шинковой А. И. Буддийское наследие Монголии и Востока (XVII–XX вв.). Исследование и каталог восточных коллекций из собрания Иркутского областного краеведческого музея. Иркутск; Улан-Батор, 2018. 464 с. — 89

И. В. Кульганек. Рец. на: Скородумова Л. Г. Монгольская литература XIX–XX веков. Вопросы поэтики / Труды Института восточных культур и античности. Выпуск LXII. М.: РГГУ, 2016. 306 с. — 91

А. А. Туранская. Рец. на: Зорин А. В., Митруев Б. Л., Сабрукова С. С., Сизова А. А. Каталог сочинений тибетского буддийского канона из собрания ИВР РАН. Вып. 2. Индексы / под общ. ред. А. В. Зорина. СПб.: Петербургское Bостоковедение, 2019 (Orientalia). 952 c. ISBN 978-5-85803-508-4, 978-5-85803-520-6 (Вып. 2) — 94

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

М. А. Козинцев. Четвертая Международная научная конференция «Тюрко-монгольский мир в прошлом и настоящем» памяти Сергея Григорьевича Кляшторного (1928–2014) (Санкт-Петербург, 12–13 февраля 2020 г.) — 96

О. Н. Полянская. Научная конференция «Улымжиевские чтения – X. Монголоведение в современном мире: опыт исследований, перспективы развития» — дискуссионная площадка по вопросам монголоведения — 99

PDF-файлы

Полный текст выпуска

Ключевые слова



На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10970
Монографий1594
Статей9118
b_perikhanian_1997.jpg
Случайная новость: Объявления
Предлагаем вашему вниманию список книг, составивших выставку новых поступлений в Библиотеку ИВР РАН (30.05.2023 г.).
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type