|
|
|
|
Бурмистров C.Л. [Рецензия:] Herat M. (ed.). Buddhism and Linguistics: Theory and Philosophy. — Cham: Palgrave Macmillan, 2018. – xvii + 191 pp. // Письменные памятники Востока. Том 17, № 4 (43), 2020. С. 121—128.
Тема языка и речи в индийской философии всегда была принципиально важной.
Вечно звучащую Священную Речь (Vāc) слышали ведийские пророки-риши, перелагая ее на язык, понятный обычному человеку, не имеющему «чудесного слуха»
(divya-śrotra), — и плодом этого стали гимны Вед. Необходимость точного произношения ведийских ричей, саманов и яджусов в ходе ритуала потребовала анализа фонетической стороны человеческой речи, а расхождение ведийского языка и разговорных языков древней и средневековой Индии (магадхи, ардхамагадхи, шаурасени,
пали и др.) сделало необходимой формализацию языка гимнов, чтобы жрец, возглашающий их, понимал и мог без ошибок запомнить и произнести любой требующийся
правилами ритуала текст. Всё это привело к возникновению древнеиндийской грамматики, вершиной ее стало «Восьмикнижие» Панини (III в. до н.э.). В V в. представитель ранней веданты Бхартрихари отождествлял Брахман с этой вечной Речью, благодаря которой существует сама Вселенная, ибо именно эта Речь задает сакральныйвселенский порядок (ṛta), в соответствии с коим сменяются времена года, восходит и
заходит солнце, рождаются, взрослеют, стареют и уходят в иной мир люди, а каждый
человек занимает определенное место в кастовой системе индийского общества. Конечно, речь и язык древнеиндийские философы и грамматисты еще не различали, но
сама лингвистическая проблематика в религиозно-философской мысли древней и
средневековой Индии занимала очень важное место...
К содержанию номера... PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
6–7 марта 2024 г. Институт восточных рукописей РАН совместно с Восточным факультетом Санкт-Петербургского государственного университета и Институтом Конфуция при СПбГУ проводит 9-ю всероссийскую научную конференцию молодых востоковедов «Китай и соседи». |
Подробнее...
|
|
|
|
|