Зинин C. В. «И цзин» как памятник китайской литературы // Петербургское востоковедение. Выпуск 3. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1993. С. 189—227.
В традиционных библиографиях «И цзин» занимает первое
место: с ханьского периода «искусство» этой книги было первым
среди «шести искусств» канонических книг. Выдающийся советский
синолог Ю. К. Щуцкий писал, что она «имеет все права на первое место в китайской классической литературе — так велико ее
значение в развитии духовной культуры Китая» [12, с. 21]. По аналогии
с ясперовским «осевым временем», можно назвать «И цзин» «осевым текстом» в китайской культуре. Несмотря на значение
«Шу цзина» и «Ши цзина», только к «И цзину» постоянно обращались
представители всех основных направлений китайской мысли — конфуцианцы, даосы, буддисты. Не случайно «И цзин» идеологически
нейтрален — «пуст». Именно эта «пустота» (обращаясь к
образу из «Дао дэ цзина») обеспечивала возможность вращения
«колеса» китайской культуры и язык для диалога различных течений
мысли...
27 марта 2024 г. в ИВР РАН состоится Пятнадцатая научно-практическая конференция отделов Центральной и Южной Азии и Дальнего Востока ИВР РАН «Путешествия на Восток-2023». Предлагаем вашему вниманию программу.