Понятие сознания-сокровищницы впервые появляется в «Ланкаватара-сутре», начало формирования которой относится к II–III вв., что позволяет говорить о возникновении этого понятия — одного из базовых в учении школы йогачара — задолго до появления этой школы,
а возможно, и до появления исторически первой школы махаяны — мадхьямаки. Сознание-
сокровищница служит базисом для семи эмпирических сознаний, обозначаемых общим термином pravṛtti-vijnāna, «разворачивающееся сознание». Достижение просветления означает
прекращение деятельности разворачивающегося сознания, тогда как сознание-сокровищница
сохраняется, освобожденное от реальных и потенциальных аффектов и кармически обусловленных диспозиций. Учение о сознании-сокровищнице связывается в сутре с учением о трех
природах, из чего видно, что основные понятия учения йогачары представлены в сутре
полностью. Причинами возникновения разворачивающегося сознания являются: непонимание
истинной природы объектов сознания; аффективная привязанность к сансарическому миру;
собственная сущность сознания — различение субъекта и объектов; и влечение к формам, порождающее и поддерживающее сансару.