Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
  Версия для печати

Западова Е. А. Второе рождение жанра тика (комментарий к текущей истории) // Буддизм в переводах. Альманах / Выпуск 2. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. С. 424—441.


Многообразное и богатое творческое наследие классика бирманский литературы Такин Кодо Хмайна (1876—1964), которого часто называют «отцом современной бирманской литературы»,— целая эпоха в истории национальной словесности. Он был теснейшим образом связан с миром традици- онных буддийских ценностей, но одновременно — и со сферой активной общественной деятельности. Такин Кодо Хмайн органично сочетал в своем миропонимании национализм и стремление разомкнуть традиционную культуру, связать Бирму с иными государствами и культурами. Он стоял на позиции непримиримости к английскому колониализму, не пытаясь при этом найти объяснение происходящему в буддийской историософии, ибо понимал, что эта традиционная концепция не способствует объединению национально-освободительных сил.

Такин Кодо Хмайн, будучи традиционалистом и по убеждению и по воспитанию, сумел обрести свой собственный компас в мире буддийских ценностей и философских концепций. Национальный герой Бирмы Аун Сан признавал, что Такин Кодо Хмайн стал для бирманцев, по сути дела, духовным наставником, чей авторитет сопоставим только с авторитетом Махатмы Ганди для индийцев: «Такин Кодо Хмайн такой же Великий старец Бирмы, как Ганди — Индии». Роль Учителя жизни, этот столь важный в буддийской стране духовный авторитет, была необходима Такин Кодо Хмайну в том числе и для переориентации определенной части бирманской интеллигенции: полувековое британское господство способствовало тому, что часть выходцев из мелкобуржуазной среды, усваивая культуру колонизаторов, усвоила и привычку преклоняться перед всем иностранным. Эта довольно устойчивая направленность приводила к тому, что интеллигенты такого сорта утрачивали связь с отечественной — отсталой, по их мнению, культурой, но не были в состоянии усвоить в полном объеме и культуру Запада. Такин Кодо Хмайн отчетливо понимал ущербность данной позиции, чреватой духовным вырождением.

Говоря о тенденциях формирования эстетического мира бирманской литературы 1910—1930-х гг., необходимо остановиться на том уникальном вкладе, который внес в художественную практику этого периода Такин Кодо Хмайн. Отметим прежде всего самобытные произведения этого мастера, созданные в жанре тика.

Жанр тика — и это наиболее примечательно в контексте изучения проблемы формирования эстетического мира прозаического произведения — до появления тик Такин Кодо Хмайна не являлся жанром художественной литературы. Исследователь творчества писателя Г. П. Попов относит ее к жанрам буддийской литературы. Однако и это не совсем точно. Тика — это тип комментария, объединяемый родовым понятием «шастра», т. е. теоретическое сочинение, типологически соответствующее европейским трактатам. Тика — жанр санскритской теоретической литературы, как брахманистской, так и буддийской. Характерной чертой этого жанра в Индии, откуда и пришел в Бирму буддизм, являлось то, что тика не преследовала цель низвести комментируемый текст до понимания адепта-профана. Тика предназначалась для изучения теми, кто уже усвоил основы теории, изложенные в комментируемом тексте, и теперь — на материале тики — имел возможность постичь традицию более глубоко и изощренно. Тика как традиционный жанр литературы санскритской (соответственно палийской) учености сохраняла в себе интерпретацию философских понятий и терминов, изложение теоретических концепций более высокого уровня сложности, нежели представленные в комментируемом тексте, и, наконец, в тику довольно часто включались развернутые дискуссии. Каждый из этих элементов был свойствен не только тике, но и другим жанрам комментаторской литературы, а тика соединяла их (эти элементы) в единое целое. Таким образом, жанр тики был хорошо приспособлен для утвердения монолитности школьной традиции.

Именно тика берется Такин Кодо Хмайном как жанровая основа его художественных произведений.

К содержанию сборника...

PDF-файлы

Полный текст статьи

Ключевые слова


Бирма
буддизм бирманский
литература бирманская
Такин Кодо Хмайн
тика

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10970
Монографий1594
Статей9118
Случайная новость: Объявления
Предлагаем вашему вниманию список книг, составивших выставку новых поступлений в Библиотеку ИВР РАН (30.05.2023 г.).
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type