Прозоров С.М. История ислама в средневековой исламской ересиографии // Ислам. Религия. Общество. Государство. Ответственный редакторы П.А.Грязневич, С.М.Прозоров. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1984.
Для исследования ислама как идеологической системы богатый материал представляют разнообразные учения «еретических» (с точки зрения «ортодоксального» ислама) сект. Значение такого материала определяется тремя аспектами: а) являясь отражением в сознании людей (в неизбежной для своего времени религиозной форме) социально-экономических процессов в обществе, учения мусульманских «сектантов» дают возможность проследить связь многообразия форм идеологии с жизнью конкретных социальных групп; б) учения мусульманских «сектантов» позволяют шире и глубже исследовать движущие силы ислама, учитывая, что формирование мусульманской идеологии проходило в условиях одновременного бытования и взаимопроникновения различных представлений и верований многих народов; в) учения «сектантов» — даже самые фантастические и абсурдные — указывают на наиболее слабые и уязвимые места «ортодоксального» ислама, ибо, чем слабее связь между отдельными элементами любой системы, тем выше вариантность составляющих ее частей; иными словами, чем менее органична и завершенна идеологическая система, тем в большей степени она подвержена проникновению в нее противоречащих ей идей и понятий.