Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
  Версия для печати

Степанова Е. В. Эпиграфика сунских конфуцианцев как исторический источник / Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Научный руководитель А.С.Мартынов. СПб., 2007. 30 с.


Актуальность исследования обусловлена тем, что многие из исследуемых текстов ранее не рассматривались в синологической литературе на русском языке. Эпиграфика прогулочного характера, представленная в работе жанром юцзи («записи о путешествиях»), является важным историческим источником для изучения структуры конфуцианской личности, анализа взаимоотношений конфуцианской личности и природы, природы и общества в целом. Эпиграфика юцзи окончательно сформировалась и достигла расцвета в своем развитии в период Северной Сун (960—1127), поэтому именно этот исторический отрезок был выбран диссертантом для рассмотрения данного культурного явления. В произведениях юцзи конфуцианская личность предстает перед исследователем в своей внеслужебной ипостаси, что дает широкие возможности говорить об интеллектуальном досуге конфуцианского сословия.

Китайская эпиграфика попадает в круг внимания историков именно в сунское время. В качестве исторического источника она была впервые использована знаменитым историком Оуян Сю (1007—1072), который сверял данные эпиграфических памятников с данными династийных историй для пополнения последних. Впоследствии эпиграфические источники неизменно привлекались историками. Китайская эпиграфика самая многочисленная в мире. Эпиграфическая традиция в Китае не прерывается с династии Шан-Инь (2-ая половина II-го тыс. до н.э.) и вплоть до настоящего времени. Круг китайских эпиграфических источников необычайно широк. Наиболее древние эпиграфические памятники иньские гадательные надписи на костях цзягувэнь и чжоуские надписи на бронзовых сосудах цзинъвэнъ. С династии Хань (206 г.до н.э. — 220 г.нл.) эпиграфика становится массовой: канонические тексты, эпитафии известных людей, надписи для храмов и других построек начинают вырезаться на каменных стелах. Разнообразие китайской эпиграфики хорошо прослеживается на материалах коллекции музея «Лес стел» в Сиани. Мемориальная эпиграфика существует во всех мировых культурах, лирическая эпиграфика, передающая внутреннее состояние авторов, складывается только в Китае. Лирическая составляющая лучше всего проявляется в эпиграфике прогулочной тематики, возникновение которой совпадает по времени с появлением пейзажной поэзии и относится к периоду Шести династий (III—VI вв.). Формирование такой эпиграфики происходит постепенно от периода Шести династий до династии Тан (618-907). Расцвет эпиграфики юцзи приходится на период Северной Сун.

PDF-файлы

Полный текст автореферата

Ключевые слова


Ван Ань-ши
конфуцианство
культура путешествий
Лю Цзун-юань
Оуян Сю
природа
Северная Сун
Су Сюнь
Су Чэ
Су Ши
Хань Юй
Цзэн Гун
эпиграфика китайская
юцзи

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10970
Монографий1594
Статей9118
b_dandamayev_1989a.jpg
b_livshits_1962.jpg
Случайная новость: Объявления
19 февраля 2024 г. в ИВР РАН состоится очередная ежегодная иранистическая конференция памяти О. Ф. Акимушкина. Предлагаем вашему вниманию программу.
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type