Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
  Версия для печати

Прозоров С.М. Суфизм как форма истолкования и бытования ислама / Неджмеддин Кубра и духовно–культурный мир Востока / Материалы международной научной конференции, Ашхабад, 4-6 сентября 2008 г., cс. 234-235. / Nejmeddin Kubra and Spiritual-Cultural World of Orient” / Abstracts of reports of the international scientific conference. Aşgabat, September, 4-6, 2008. C. 234-235.


Суфизм как форма истолкования и бытования ислама
(Более полный авторский текст доклада)

Ислам и суфизм: проблема происхождения суфизма, теории заимствования. Центральная Азия – место встречи зороастризма, буддизма и ислама. Автохтонное происхождение суфизма (лексика, техническая терминология, толкование языка Корана, научного языка арабов, теологии). Коран допускал толкование в духе аскетизма и мистицизма (еда, одежда, женщины, воздержание, мирская жизнь). Аскетическое настроение некоторых сподвижников Мухаммада (Абу Хурайра). Суфизм почти так же стар, как и сам ислам, он возник из внутреннего развития ислама и на арабской почве. С начала VIII в. можно говорить о суфизме как особом течении внутри ислама.

Неоднородность суфизма, разнообразие суфийских учений и практик (как и сам ислам с его многообразием идеологических форм, догматико-правовых школ, учений, представлений, обычаев). Суфизм «доктринальный» и «практический», «умеренный» («монотеистический») и «крайний» («пантеистический»), «элитарный» и «народный», спекулятивно-эзотерический, ориентированный на элиту, и «практический», ориентированный на духовный запрос рядовых суфиев, «социально активный», «политизированный» и «пассивный», организованный в братства и «индивидуальный». Контрастность суфизма: идеология «смирения», «упования» на Бога и идеология повстанческих и махдистских движений.

Несмотря на очевидную многоликость суфизма, общими для этого течения являются три основные доктрины: учение о мистическом пути познания Божественной Истины, упование на Бога и учение о «святости», способствовавшее сложению и повсеместному распространению культа «святых».

Мистический (интуитивный) путь (ат-тарика) познания Божественной Истины: мистические «стоянки» (ал-макамат) и «состояния» (ал-ахвал), путь к достижению высшей цели земного бытия – познание Бога и растворение в нем. Конечная цель «Пути к Богу» – не только его «лицезрение» (ар-ру’йа, – кораническое представление, разделяемое богословами-догматиками), но и «растворение», «самоуничтожение» (ал-фана’) и «пребывание» (ал-бака’) в Боге (доктрина ал-фана’/ал-бака’).

Упование на Бога (ат-таваккул): теория и практика. Ср. учение джабаритов (идейное течение в суннитском исламе, школа догматического богословия), проповедовавших абсолютный детерминизм (божественное предопределение).

Учение о «святости» («угодничестве», ал-валайа), культ «божьих угодников» («святых», ал-аулийа’, иерархия «святых»). Институт посредничества между Богом и людьми (= идея «заступничества» в Судный день у суннитов и шиитов).

Суфизм в идеологической системе ислама.

Суфийское понимание единобожия (ат-таухид): растворение человеческой воли в божественной (ал-ирада), самоуничтожение человека, постижение единства бытия (вахдат ал-вуджуд), путь познания Бога, но не разумом, а интуицией (интуитивное познание, суфийский «гносис», ал-ирфан>), — через любовь к нему (ал-махабба), упование на него (ат-таваккул) и аскетизм (аз-зухд).

Суфийская экзегетика: символико-аллегорическое толкование Корана (ат-та‘вил) как способ философствования и постижения истинного смысла явлений окружающего мира. «Трансы» как возможный способ «извлечения» сокровенного смысла Корана. Задача суфием – раскрыть (познать) подлинное содержание Священного писания, Корана, в котором закодированы тайны Вселенной.

Суфизм как образ жизни и идеология. Последователями суфийских учений и практик были приверженцы разных догматических и схоластических школ ислама (догматики-«традиционалисты», включая ханбалитов, теологи-«рационалисты», в частности, аш‘ариты), всех мазхабов, сунниты и ши‘иты, представители привилегированных и низших сословий мусульманского общества.

Влияние суфийских учений на религиозную практику мусульман. Повсеместное поклонение могилам «святых» (переосмысление древних традиций и их сращивание с исламом). Легализация культа «святых» в исламе. Культ пророка Мухаммада (образ «совершенного человека», обладание сверхъестественными знаниями, пророческие чудеса, обожествление). Культовая атрибутика (молитвенные коврики, четки).

Суфийские братства как центры пропаганды и распространения ислама. Но если воители-газии утверждали ислам силой оружия, то суфии, олицетворявшие набожность и исламскую мораль, способствовали адаптации местных обычаем, их сращиванию с нормами ислама и его укоренению в сознании населения, превращению ислама в «свою религию».

Роль суфиев в формировании регионального ислама.

Суфизм — углубленное осмысление ислама как образа, смысла и цели жизни и как философия ислама.

PDF-файлы

Полный текст статьи

Ключевые слова


ислам
суфизм

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10970
Монографий1594
Статей9118
b_dmitrieva_1964.jpg
Случайная новость: Объявления
22 мая 2024 г. (среда) в 14:00 состоится заседание Ученого Совета, на котором будет заслушан доклад c.н.с., Ph.D. Н.В. Ямпольской «Маргиналии как ключ к реконструкции процесса работы скрипториев в Монголии XVII века».
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type