|
|
|
|
Прозоров С.М. «Гордость Хваризма» Махмуд аз-Замахшари и его титулованные ученики(= «Pride of Khorezm» Mahmud az-Zamakhshary and his titled Pupils) / Mahmyt Zamakhshary and Oriental Literary-Scientific Renaissance. Aşgabat-Daşoguz, 2007, с. 420-423 (рус.), 261-262 (англ.).
В истории мусульманской экзегетики особое место занял комментарий к Корану знаменитого хваризмийского ученого Абу-л-Касима Махмуда аз-Замахшари «ал-Кашшаф» — единственный полный му‘тазилитский тафсир, сохранившийся до наших дней. Теолог-му‘тазилит, факих-ханафит, филолог и литератор, духовно-назидательные сочинения которого гармонировали с его аскетическим образом жизни, аз-Замахшари оставил большое число учеников. Прочувственная и обстоятельная «биография» ученого с отсутствующими в других источниках фактами содержится в рукописи биографического словаря ал-Андарасбани, у деда которого по матери в детстве обучался Махмуд аз-Замахшари.
Автор биографического словаря — ‘Абд ас-Салам б. Мухаммад ал-Хиджжи ал-Андарасбани ал-Хваризми, широко образованный хваризмийский ученый, последователь ханафитского мазхаба, придерживавшийся му‘тазилитской ориентации. Его творческая деятельность проходила в Гургандже — главном городе Хваризма — в общении с занимавшими почетное положение в обществе учениками Абу-л-Касима аз-Замахшари. Одним из учителей-наставников ал-Андарасбани был любимый и преданный ученик аз-Замахшари Абу-л-Му’аййад Муваффак б. Ахмад ал-Макки (ум. в 1172 г.), ссылки на которого в рукописи сопровождаются перечнем его почетных прозваний — ас-садр ал-хатиб, ахтаб ал-хутаба’ («главный проповедник»), садр аш-шари‘а («оплот шари‘ата»). Это был известный оратор, руководивший проповеднической службой в городской мечети, факих, литератор, поэт. Значительная часть биографических сведений о «гордости Хваризма», как величали аз-Замахшари, приведена со ссылкой на Муваффака б. Ахмада либо взята непосредственно из его элегии на смерть аз-Замахшари.
Тесные отношения у автора словаря были с другим титулованным
учеником аз-Замахшари — Абу Салихом ат-Тарджумани, который в течение семи лет изучал под руководством самого аз-Замахшари упомянутый комментарий к Корану и другие предметы.
Своими «друзьями» ал-Андарасбани называет Абу-л-Ма‘али ал-Хакими ал-Хваризми, со слов которого он цитирует чужие стихи об аз-Замахшари, и Мухаммада ал-Хаджжа, всю жизнь сопровождавшего аз-Замахшари, а затем ставшего учеником самого автора словаря: Мухаммадал-Хаджж слушал у него «ал-Фирдаус» и его собственные сочинения.
Семья ал-Андарасбани сохраняла близкие отношения и с самим
аз-Замахшари, который был знаком с ней с детства. Автор сообщает, что после смерти его дяди по матери аз-Замахшари, будучи еще в начальной школе, написал письмо другому его дяде с выражением соболезнования и извинением за то, что не смог прийти из Замахшара в Андарасбан по причине своего физического недуга (в детстве он потерял ногу).
Большой интерес представляет Та’рих Хваризм («История Хваризма») Махмуда ал-Хваризми (ум. в 1172 г.), которую ал-Андарасбани слушал непосредственно под руководством последнего и на которую он неоднократно ссылается. Это — хваризмийский факих-шафи‘ит, мухаддис, историк, суфий, слушал хадисы в Хваризме, Марве, Бухаре, Самарканде, Багдаде, проповедовал в знаменитой мадрасе ан-Низамийа в Багдаде. За глубокое овладение «наукой о хадисах» получил почетное прозвище ал-хафиз ал-мутлак. Ас-Сам‘ани отмечал также глубокие познания Махмуда ал-Хваризми в области методологии права и расхождений между школами факихов. Его сочинение ал-Кафи фи-л-фикх имело высокую репутацию не только в среде шафи‘итов.
«История Хваризма» состояла из восьми объемистых томов, или частей. Автографом этого сочинения пользовался автор знаменитого географического словаря Йакут ал-Хамави (ум. в 1229 г.), в частности, он заимствовал из него сведения об известном теологе-аш‘арите и философе аш-Шахрастани (ум. в 1153 г.), об ученике Абу-л-Касима аз-Замахшари — Абу-л-Хасане ал-‘Умрани (ум. в 1165 г.). «История Хваризма» сохранилась в сокращенной редакции аз-Захаби. Ас-Субки, видевший первый том «Та’рих Хваризм», цитирует из него «Введение» (ал-Мукаддима).
Словарь ал-Андарасбани вобрал в себя информацию из широкого круга арабо-язычных источников, в том числе ныне утраченных либо сохранившихся в сокращенном виде в более поздних переводах на фарси. Особый интерес представляют биографии лиц, деятельность которых проходила в религиозно-культурных центрах Центральной Азии — в Хваризме, Марве, Бухаре, Самарканде и др. В этих биографиях нашли отражение местные историко-биографические традиции, реальные быт и нравы, специфика бытования ислама в конкретных социально-исторических условиях, формирование сословия местных духовных авторитетов, их роль в пропаганде и передаче религиозных знаний, в установлении тесных и взаимно обогащающих духовных связей с ближними и дальними регионами мусульманского мира. Об этом свидетельствуют, в частности, биографии выдающихся мусульманских ученых, известных далеко за пределами Мавараннахра, — ал-Бухари и аз-Замахшари.
Материалы словаря свидетельствуют о том, что Центральная Азия была частью единого культурного пространства мусульманского мира, что в городах Мавараннахра и Хурасана сложились свои научные школы, местные династии ученых, что выходцы из этого региона не только учились у столичных авторитетов, но и сами преподавали в знаменитых мадрасах Багдада и Найсабура, что их сочинения были известны во всем мусульманском мире. Достаточно назвать такие имена, как ал-Хваризми, ал-Матуриди, ат-Тирмизи, ас-Сам‘ани и др. Труды этих ученых составили золотой фонд мусульманской науки. Свою нишу в истории мусульманской культуры занял и биографический словарь хваризмийца ал-Андарасбани .
Составление словаря относится к периоду духовного и культурного расцвета Хваризма. В последней четверти XII в. Хваризм и его главный город, Гургандж, были региональным центром учености с библиотеками, школами, мечетями. Однако вскоре этот цветущий край подвергся опустошительному нашествию монголов: Хваризм был разрушен, библиотеки сожжены, ученые, не сумевшие спастись бегством, истреблены. Огромное письменное наследие, созданное многими поколениями служителей науки, безвозвратно погибло. В этом контексте следует рассматривать сохранившуюся часть биографического словаря хваризмийского ученого как осколок уничтоженной культуры, как содержательный памятник арабо-язычной литературы до-монгольского Хваризма.
PDF-файлы Ключевые слова Абу-л-Касим Махмуд аз-Замахшари «ал-Кашшаф» Хваризм
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
14 ноября 2023 г. в ИВР РАН состоятся Двенадцатые петербургские тибетологические чтения. Предлагаем вашему вниманию программу. |
Подробнее...
|
|
|
|
|