|
|
|
|
Прозоров С.М. Пророк Мухаммад в суфийской традиции как совершенное воплощение Мистической любви к Богу // Восток и Запад: общие духовные ценности и научно-культурные связи. Баку, с. 119-121.
В основу моего сообщения положены материалы рукописи сочинения Шайзалы (ум. в 494/1100 г.), посвященного всестороннему описанию Мистической любви к Богу (ал-махабба) – одной из важнейших «стоянок» (ал-макамат) на суфийском Пути (ат-тарика). С учетом обозначенной темы интерес представляют, прежде всего, материалы, касающиеся соотношения статусов Ибрахима (библ. Авраама), фигурирующего в Коране как «друг Аллаха» (халил Аллах, или ал-Халил), и Мухаммада – «любимца Аллаха» (хабиб Аллах, или ал-Хабиб). Оба термина вошли в суфийскую лексику в форме ал-хулла и ал-махабба как названия мистических «стоянок», при сопоставлении которых суфийские авторы приводят аргументы в пользу более высокого статуса обладателя «стоянки» ал-махабба.
Согласно суфийской традиции, уже первая проповедница чистой, бескорыстной любви к Богу, Раби‘а ал-‘Адавийа (714-801), считала «стоянку Мистической люби к Богу» выше (благороднее, – ашраф) «стоянки дружбы», потому что Мистическая любовь не обусловлена воздаянием (ал-мукафа), и человек поклоняется своему Возлюбленному (ал-Махбуб) не из-за боязни ада и не из-за сильного желания попасть в рай. Только Всевышний по своему желанию решает, кого поместить в рай, а кого отправить в ад.
Ссылаясь на мнения авторитетных ученых, Шайзала так же считает статус ал-Хабиба выше и совершеннее статуса ал-Халила и рассматривает прозвище ал-Халил как производное от слова ал-хулла, которое в свою очередь является лишь одним из частных определений Мистической любви, не заменяющим полноценно более емкое понятие ал-махабба. Сопоставление этих двух понятий в пользу ал-махабба автор строит также на основе суждений 5 суфийских авторитетов (включая своего учителя Абу ‘Абд Аллаха ал-Хусайна б. Мухаммада ад-Дамагани ал-Багдади), каждый из которых обосновывал более высокий статус ал-Хабиба по отношению к ал-Халилу толкованием соответствующих айатов. В результате автор приходит к заключению, что в пророке Мухаммаде соединилось все то, что было разделено между всеми пророками по отдельности. Благодаря этому повеления Мухаммада стали подобны божественным повелениям, а повиновение ему – подобно повиновению Аллаху.
Идеализация пророка Мухаммада началась еще в ходе сбора и последующего сложения корпуса преданий (хадисов) о нем. Существенную роль в этом процессе сыграли суфии – подвижники и аскеты. Вопреки кораническому образу Мухаммада как обычного человека, посланного к людям с пророческой миссией, суфийская традиция наделила его «чудесами», сверхъестественными знаниями, мудростью и т.д., что логически привело к созданию образа «совершенного человека» (ал-инсан ал-камил, см., например, учение интеллектуала Ибн ал-‘Араби). Знаменитый мистик ал-Халладж говорил уже о вечном, «довременном» существовании Пророка. Образ Мухаммада приобрел космический масштаб.
Этот процесс не мог не повлиять на понижение статуса Ибрахима, на искажение его коранического образа позднейасрибского периода жизни Мухаммада. Пафос проповедей Мухаммада – возвращение к первоначальному, истинному единобожию, которое связывалось с именем пророка Ибрахима-ханифа. Разрыв с иудеями Йасриба вынудил Мухаммада к идеологическому размежеванию с ними, поиску собственных корней ислама как изначального единобожия. Последовало переосмысление легендарной истории аравитян. В сурах этого периода Ибрахим провозглашается духовным предком Мухаммада и ислама, истинным единобожником-ханифом.
Противопоставление Мухаммада как «любимца Аллаха», в котором соединились все качества, в совокупности составляющие понятие «Мистическая любовь к Богу», Ибрахиму как «другу Аллаха» привело к кардинальному изменению их статусов в пользу первого. Формально метаморфоза коранических образов первого и последнего пророков-проповедников «истинного единобожия», Ибрахима ал-Халила и Мухаммада ал-Хабиба, и изменение их «статусов» в сознании мусульман представляется как отход от «коранического» единобожия. Однако фактически это было естественным развитием культа Мухаммада – религиозной догмы, удовлетворявшей извечную потребность человека в поклонении и потому обладавшей невероятной силой притягательности. Харизматическая личность Мухаммада как «печати пророков» (хатам ал-анбийа’) затмевает образ Ибрахима, «друга Аллаха». PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова ал-махабба Пророк Мухаммад суфизм ал-Хабиб ал-Халил ал-хулла Шайзала
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
Вступительный экзамен в аспирантуру ИВР РАН по философии состоится 04.09.2023 (понедельник) в 12:00 в каб. 146 ("Кабинет изучения Лотосовой сутры"). |
Подробнее...
|
|
|
|
|