|
|
|
|
Юнусов М.М. История городов финикийского побережья во второй половине II тысячелетия до н.э. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Научный руководитель Ю.Б.Циркин. СПб., 2011. 41 с.
Актуальность темы. Восточному Средиземноморью во второй половине II тысячелетия до н.э. посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных авторов. Важную роль в истории этого региона играли финикийцы, поэтому не случаен интерес к ним египтологов, хеттологов, ассириологов, археологов, библеистов.
Географическое и хронологическое понимание терминов «финикийский» и «финикийцы» вызывает споры среди исследователей. Сами жители «финикийского» Восточного Средиземноморья при самоидентификации ограничивались указанием на город своего происхождения или проживания — «библит», «сидонянин», «арвадец» и т.п. Интересно свидетельство Августина Блаженного о том, что местные жители в Северной Африке, выходцы из городов Восточного Средиземноморья, говорившие на пуническом языке, даже в первые века н.э. называли себя «ханаанеями» (August., Epist. ad Rom. Inch. exposit., 13).
В современной науке принято мнение, что с учетом политических, экономических, лингвистических и культурных признаков можно говорить о сложении финикийской цивилизации к 1200 году до н.э. на территории, соответствующей приблизительно современному западному Ливану и южной части побережья Сирии.
Сторонники этой точки зрения объясняют формирование финикийской общности на основе общего языка, религии, культуры, схожести политических и социально-экономических условий в городах этого региона. Внешними факторами, ускорившими этот процесс, стали глубокие изменения, произошедшие в конце II тыс. до н.э. в Сиро-палестинском регионе в результате прихода «народов моря» (В. Рёллиг; В. Вард; С. Москати).
В. Олбрайт, отмечая, что термин «ханаанейский» исторически, географически и в плане культуры является синонимом термина «финикийский», предложил использовать первый для обозначения «северозападного семитского народа и культуры западной Сирии и Палестины для времени до XII в. до н.э. и термин „финикийский“ — для обозначения того же самого народа и его культуры после XII в. до н.э.». В. Вард предпочитал говорить о «классических» финикийцах железного века, поясняя, что к началу XII века до н.э. они по-прежнему оставались ханаанеями, но уже отличались от своих предков и соседей собственной, уникальной культурой. Д. Барамки полагал, что финикийская общность сложилась на основе слияния протофиникийцев-ханаанеев и «народов моря» индоевропейского происхождения примерно в 1100 г. до н.э.
Некоторые исследователи считают возможным говорить о появлении финикийцев в регионе с начала II или даже начала III тыс. до н.э. О. Айсфельд предполагал, что миграция финикийцев на восточное побережье Средиземного моря началась около 3000 г. до н.э. и проходила в четыре этапа. И.М. Дьяконов считал, что в конце III тыс. до н.э. на берегах Средиземного моря обосновалась та группа племен, вышедших из Северной Аравии и говоривших на западносемитском наречии ханаанейской группы, которая позже носила имя финикийцев. Ж. Контено, на примере угаритского материала, относил появление финикийцев в регионе к середине III тыс. до н.э.
Представление о приходе финикийцев на ливанское побережье восходит к исторической традиции тирских жрецов, переданной Геродотом. Согласно его рассказу, тиряне пришли на побережье Средиземного моря с Красного (Эритрейского) моря. Следует отметить, что не все исследователи склонны верить в достоверность этого факта.
Вместе с тем, как свидетельствуют данные археологии, появление пришельцев на побережье Средиземного моря, если верить тирским жрецам, существенно не повлияло на материальную и духовную культуру автохтонного, преимущественно ханаанейского, населения, в отличие, например, от прихода амореев из сирийской степи на это побережье на рубеже III и II тыс. до н.э. Появление амореев, как показывают, например, археологические материалы из Библа, внесло новые весьма заметные черты в материальную и духовную культуру жителей этого города.
В современной науке, как было отмечено выше, признается факт существования финикийцев как отдельной общности. Многочисленные исследования по их цивилизации посвящены главным образом изучению искусства, религии, эпиграфики, ремесел, торговли, военного дела. Политическая история финикийских городов служит, как правило, лишь кратким предисловием к этим работам и рассматривается для времени после XII—X вв. до н.э.
Как показано в диссертации, население финикийской части средиземноморского побережья, состоявшее из коренных ханаанеев и пришельцев-амореев, во второй половине II тыс. до н.э. жила в относительно замкнутом географическом и политическом пространстве. Ведущим фактором, обусловившим эту политическую замкнутость, была зависимость от Египета. Представляется, что именно эти обстоятельства (географические и политические) способствовали выделению финикийцев в отдельную общность, отличную от их близкородственных соседей — ханаанеев Палестины и многочисленных племен горного Ливана. В этой связи можно, вероятно, считать XV в. до н.э. отправным моментом начала зарождения финикийской цивилизации. PDF-файлы Полный текст автореферата
Ключевые слова финикийцы ханаанеи
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
14-15 ноября 2023 г. в ИВР РАН пройдет первая всероссийская научная конференция молодых востоковедов «Армия и военные традиции на Ближнем Востоке». Предлагаем вашему вниманию программу. |
Подробнее...
|
|
|
|
|