|
|
|
|
Прозоров С.М. Мистическая любовь к Богу (ал-махабба) как доминирующая идея суфийского Пути // 1-й Казанский международный научный форум «Ислам в мультикультурном мире» 1-3 ноября 2011 г. (г. Казань, Республика Татарстан). М.: Изд-во Казанского ун-та, 2012. С. 247—249.
В основу моего сообщения положены материалы арабской
рукописи (205 лл.) под названием «Лавами' анвар ал-кулуб
фи джавами‘ (вар. джам‘) асрар ал-мухибб ва-л-махбуб»
(«Блестки света сердец в собрании сокровенных тайн влюбленного и Возлюбленного»). Автор этого «послания» (ар-рисала) —
Абу-л-Ма‘али ‘Азизи б. ‘Абд ал-Малик б. Мансур ал-Джили (ал-Гилани) по прозвищу Шайзала (ум. в 494/1100 г.), суфий-аскет, факих-шафи‘ит, проповедник, знаток и собиратель арабской
поэзии, верховный судья в Багдаде. По словам Шайзалы, в сочинении, написанном для всех «обезумевших от страстной любви к Богу» (мутаййамун), разъяснены на языке влюбленных в
Бога «стоянки» (макамат), «привалы» (маназил) и «состояния»
(ахвал) любви к Богу.
Все 10 глав «послания» посвящены описанию различных аспектов понятия ал-махабба (основы, формы, условия, доказательства, признаки и т.д.), а самая большая глава включает 113 (114) «разделов» с изложением высказываний суфийских авторитетов, начиная с ал-Фудайла б. ‘Ийада (ум. в 188/803 г.) и кончая ал-Кушайри (ум. в 465/1072 г), о «сущности любви к Богу» (хакикат ал-махабба).
Цель суфийского Пути (ат-тарика) — интуитивное познание (ал-ма‘рифа) божественной истины (ал-хакика). Ключевой идеей, пронизывающей весь суфийский Путь и охватывающей все «состояния» и «стоянки», по признанию проповедников суфизма (независимо от их приверженности к разным направлениям и школам суфизма), — бескорыстная и всепоглощающая любовь к Богу, первой проповедницей которой считается Раби‘а ал-‘Адавайа (ум. в 185/801 г.).
Общность и индивидуальность языка суфиев. Раскрытие общих понятий через индивидуальное переживание и специфический язык.
Бог: Аллах, ал-Хакк, ар-Рабб, ар-Рахман, ал-Малик ал-Джаб- бар и др. коранические определения. Вторая группа определений Бога: ал-Матлуб, ал-Ма‘буд, ас-Саййид ал-Карим, ал-Маула. Но подавляющее определение Бога — ал-Махбуб («Возлюбленный»).
Любовь к Богу. В основе этого понятия лежит арабский глагол хаббаи производные от него: хубб,махабба («любовь», «приязнь»), хабиб («любимец»), мухибб («влюбленный»), махбуб («возлюбленный»), С артиклем «ал» эти понятия приобрели специфически суфийскую окраску: «Мистическая любовь к Богу», «любимец Бога» (одно из определений пророка Мухаммада), «влюбленный в Бога», «Возлюбленный Бог». Эти понятия чаще других употребляются при объяснении «сущности Мистической любви».
Синонимы глагола хабба (вадда, сабба, хама, тама, ‘ашика) и производные от них.
Идущий по пути к Богу переходит из одного «состояния» в другое, от одного «привала» к другому, от одной «стоянки» к другой пока не достигнет «стоянки прибытия» (ал-вусл) к Богу и «соединения» (ал-васл, ал-висал) с Ним, «растворения» (ал-фана) в Нем и «пребывания» (ал-бака) в Нем. «Нахождения» Бога, или «встре¬чи» с Ним (ал-ваджд) достигает также «находящийся в состоянии мистического экстаза» (ал-ваджид).
В разных классификациях одно и то же понятие определяется то как «состояние», то как «стоянка», в зависимости от их «степени», или «ступени» (дараджа). Количество основных «состояний», «привалов» и «стоянок» у разных суфийских авторов варьируется от 4 до 100. Очевидно, поэтому Шайзала не указывает их определенное число.
Общее понятие ал-махабба конкретизируется в его многочисленных сочетаниях с другими определяющими словами.
Неотъемлемые составляющие Мистической любви — эмоциональные переживания, выражаемые такими «состояниями», как плач, рыдания, стенания, скорбь, печаль, тоска, страдания и т.д.
Объект Мистической любви, «Возлюбленный» (ал-махбуб), также характеризуется с разных сторон в многочисленных сочетаниях.
Истолкование понятия «сущность Мистической любви» (ха- кикат ал-махабба) опирается на сочетания и комбинации «стоянок» и «привалов» и отражает взгляды последователей «опьяняющего» и «трезвого» направлений в суфизме. Как правило, сначала приводятся краткие, образные определения хакикат ал-махабба, а затем следует более расширенное и углубленное раскрытие их содержания.
Один из принципов краткого определения «сущности Мистической любви» — использование «парных», разнонаправленных «состояний»: «страх» (ал-хауф) и «надежда» (ар-раджа), «повиновение» (ат-та‘а) и «ослушание» (ал-ма‘сийа) и т.д.
Один из способов раскрытия содержания понятия ал-махабба — обращение к символике букв и их числа в корне хабба и про-изводном от него махабба.
Образность языка суфиев-мистиков, последователей направления «опьяняющего» суфизма. «Опьяненные» любовью к Богу «отрезвляются» только лишь посредством «созерцания» своего Возлюбленного.
Различие между последователями «опьяняющего» и «трезвого» суфизма в понимании ал-махабба отчетливо проявляется в их отношении к ал-хава («страсть», «страстная любовь»). Если для первых это — одна из важнейших составляющих «любви к Богу», подразделяемой ими на 10 видов, то для вторых это — осуждаемая вещь, подобная «животной» душе (ан-нафс) человека и мирским соблазнам (ад-дунйа).
Значение «послания» Шайзалы определяется тем, что в нем отражен опыт трехвековой истории суфийского понимания и истолкования духа ислама — от кратких, афористических определений его основных установок до интуитивного, глубинного постижения его сокровенных истин.
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
22–24 апреля 2024 г. в ИВР РАН пройдет Третья Международная научная конференция «Рукописное наследие Востока», посвященная 140-летию со дня рождения Б.Я. Владимирцова (1884–1931). |
Подробнее...
|
|
|
|
|