|
|
|
|
Васильков Я.В. «Махабхарата» и индийская практика паломничества в свете новых эпиграфических данных // Зографский сборник. Вып. 2. СПб.: МАЭ РАН, 2011. С. 157—197.
Большинство современных исследователей древнеиндийского эпоса придерживается мнения, что «Махабхарата» (далее — Мбх) в начальный период формировалась в кшатрийской, воинской, среде и в «текучей» устно-поэтической традиции, но затем стала достоянием брахманов и была в конце концов зафиксирована, т.е. предана записи. Может быть, справедливы сомнения в том, что преобразовавший эпос «идеологический переворот» был результатом некоего «заговора» и что в этом процессе исключительную роль сыграли именно брахманы из клана Бхаргавов (см.: [Minkowski 1991: 400; Hiltebeitel 1999: 160]), но сам факт перехода традиции от одной варны к другой и соответствующей мировоззренческой перестройки неоспорим. Вопрос только в том, где, когда и при каких обстоятельствах этот переход имел место. В свое время мы уже предпринимали попытку реконструировать культурно-историческую ситуацию, которая могла бы привести к подобному преобразованию эпической традиции, апеллируя к той исключительно важной роли, которую играют в Мбх (как позднее и в пуранах) так называемые паломнические тексты [Васильков 1979]. Далее будет суммировано сказанное прежде и привецены некоторые новые аргументы, в частности предоставляемые недавними эпиграфическими находками индийских археологов. Но сначала было бы целесообразно вкратце рассказать о происхождении и ранней истории индийской практики паломничества...
Все статьи выпуска в формате PDF доступны на сайте МАЭ РАН. PDF-файлы Ключевые слова «Махабхарата» надписи аджагарские паломничества сказители сута тиртхья эпос индийский эпосоведение сравнительное
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
2–3 октября 2024 г. в ИВР РАН состоится международная научная конференция Седьмые Петербургские монголоведные чтения. Предлагаем вашему вниманию программу и аннотации докладов. |
Подробнее...
|
|
|
|
|