|
|
|
|
Биткеев М.П. Методология исследования дхарм О. О. Розенберга в контексте учения о причинности и спасении // Четвертые востоковедные чтения памяти О.О.Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов. СПб., 2011. С. 88—90.
Все самые наиболее употребляемые значения термина «дхарма» исследованы
в работе О.О.Розенберга «Проблемы буддийской философии». Среди них
хотелось бы выделить категоризацию в плане сопоставления «сущность–
явление». «Японские буддисты иногда, рассуждая о древних школах буддизма,
называют их учением о «проявлениях» и учением о «сущностях», имея в виду
проявление и сущность «дхарм», или «носителей»» . Но при этом нужно сделать
оговорку, поскольку в буддизме совершенно неприложимо противопоставление
носителя как, скажем, индуистского атмана, и его многочисленных феноменальных свойств. В противовес этой позиции выдвигается концепция тождества носителя и качества в том смысле, что качество строго отнесено именно к той, а не иной
дхарме. Как отмечают Т.В.Ермакова, Е.П.Островская, В.И.Рудой в работе
«Классическая буддийская философия»: «Долгое время в буддологической литературе существовала традиция передачи термина дхарма словом «элемент».
Такую передачу можно признать относительно удовлетворительной в том смысле,
что она подразумевает неотрывность качества от своего носителя». Аналогично
этому и в теории кармы содержится мысль о том, что позитивная кармическая
причина (семя) всегда влечет за собой только позитивное следствие (плод),
негативная — негативное и нейтральная — нейтральное. Каков же тогда смысл
различения сущности и проявления?..
К содержанию сборника PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова дхарма Розенберг, Оттон Оттонович учение о спасении философия буддийская
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
19 февраля 2024 г. в ИВР РАН состоится очередная ежегодная иранистическая конференция памяти О. Ф. Акимушкина. Предлагаем вашему вниманию программу. |
Подробнее...
|
|
|
|
|