Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)
  Версия для печати

Колесников A.С., Стрижак Ю.Н. Персоналии диалога культур России и Востока: Э.Э.Ухтомский // Четвертые востоковедные чтения памяти О.О.Розенберга. Доклады, статьи, публикации документов. СПб., 2011. С. 156—167.


Проблема диалога культур находит оригинальное выражение во взглядах малоизученного, но интересного русского мыслителя Эспера Эсперовича Ухтомского (1861–1921) — дипломата, путешественника, своеобразного религиоведа конца ХIХ — начала ХХ вв. Ухтомский отразил особенности интеллектуальной атмосферы той эпохи — интерес к Востоку, к Азии, попытки сравнения культур России, Востока и Запада, религий — буддизма, индуизма, конфуцианства и православия, размышлений о месте и роли России по отношению к этим двум великим культурным регионам, поиски выхода из европоцентристской парадигмы. Одним из самых болезненных для него вопросов был вопрос о «вселенской миссии» России и русской культуры по отношению к другим культурам мира, и прежде всего для Китая, Монголии и Тибета, и эта миссия понималась им как взаимное проникновение с культурой Востока. В отличие от многих современников, Ухтомский был настроен скорее почвеннически и подчеркивал то, что русская культура никогда не будет принята Западом на равных, хотя и не отрицал множество благ, которые можно заимствовать из западной культуры. Главное при этом — правильно использовать их. Хотя его трудно отнести определенно к какому-то конкретному направлению в философии, он, безусловно, не западник, но и не славянофил. Он воспринимает Россию как одну из множества культур, самобытную, но ничем принципиально среди них не выделяющуюся. Невозможность полноценного принятия Западом русской культуры связана, по-видимому, с тем, что Россия находится на стыке двух миров и включает в себя не только обширные территории с населением, принадлежащим к восточной культуре и цивилизации, но и значительную инокультурную компоненту. Проблемой же для России является то, что она идентифицирует себя по преимуществу с западной культурой, и это затрудняет для нее принятие своей восточной составляющей. Можно в этом найти некоторое влияние философии В.С.Соловьева, учеником которого был Э.Э.Ухтомский: впрочем, в отличие от Соловьева, Ухтомский в вопросе о диалоге культур ориентировался не столько на христианские ценности, сколько на принцип взаимного уважения и взаимопроникновения культур...

К содержанию сборника

PDF-файлы

Полный текст статьи

Ключевые слова


история России
Ухтомский, Эспер Эсперович

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10970
Монографий1594
Статей9118
b_diakonoff_1988.jpg
Случайная новость: Объявления
4—6 декабря 2023 г. в ИВР РАН пройдет Ежегодная научная сессия «Письменное наследие Востока как основа классического востоковедения».
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type