|
Аллах [Пиотровский М.Б.] / Ислам. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор С. М. Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1991.
Аллах (видимо, от ал-илах — «божество») — имя Бога. До
ислама одно
из высших
божеств аравийского
(в частности,
мекканского)
пантеона. А. в
исламе единый
и
единственный
Бог, творец
мира и
господин
Судного дня,
пославший к
людям
Мухаммада в
качестве своего
посланника.
Кратчайший
символ веры
ислама
гласит: «Нет
никакого
божества,
кроме А., и
Мухаммад посланник
А.!» По
мусульманским
представлениям,
Коран прямая
речь А.,
непосредственно
или через ангелов
обращенная к
Мухаммаду. А.
мусульман в
принципе идентичен
богу иудеев и
христиан.
Образ А. — стержень
всей
коранической
проповеди; в
основных
своих чертах
он неизменен
как в мекканский,
так и в
мединский
периоды, хотя
акценты на
разные черты
А. в разные
периоды различны.
Единственность
и внутреннее
единство А. — одна
из главных
тем Корана.
Вера в А.
противопоставляется
многобожному
язычеству. Он
один,
единственный,
у него не
может быть никаких
«сотоварищей».
«Он Аллах един,
Аллах,
вечный; не
родил и не
был рожден, и
не был Ему
равным ни
один» (К. 112).
В Коране также
постоянно
говорится о
совершенстве,
могуществе и
величии А.
Ему подчинено
и повинуется
все в мире,
ничто не
может совершиться
без его воли
и его знания
об этом. Он
властвует
надо всем и
опекает свои
творения. По
отношению к
людям он
милостив, милосерден
и всепрощающ.
Люди же
должны, осознавая
могущество и
величие А.,
полностью подчинять
себя ему
(ислам), быть
покорными А.,
богобоязненными,
благочестивыми,
во всем верить
А. и на его
волю и
милость
всегда полагаться.
Многократно
в Коране
рассказывается
о конкретных
проявлениях
единственности
и величия А.
Он единственный
творец,
создавший
все, что существует
в мире, в том
числе
человека и
то, чем
человек
живет. А.
творит вещи
своим приказом.
Он
единственный
подлинный
царь (малик) и
судья (хакам)
для людей. А.
воздает
людям за их
добрые и
греховные
поступки.
Один из
излюбленных
сюжетов
Корана наказание,
которое А.
обрушивал на
народы и селения,
где не
захотели
слушать его
посланников
и вели себя
неблагочестиво.
А. время от
времени
избирает из
людей своих
пророков и
посланников,
призванных
нести весть
об А. людям.
Последним
таким посланником
провозглашен
Мухаммад.
В угодное
себе время А.
уничтожит
все существующее
на земле,
воскресит
мертвых и
соберет их к
себе на суд,
где каждому
будет воздано
за его деяния
низвержением
в ад — джаханнам
или
блаженством
в раю — ал-джанна.
Образ суда А.
и его
наказаний
неверных
составляет
значительную
часть первых
проповедей
Мухаммада.
А.
многократно
проявлял и
проявляет
себя людям в
своих
творениях.
Все
существующее
на свете это
чудо,
сотворенное
А., это его
знамения
людям. Одним
из дарованных людям чудес А. объявляет и Коран.
Ряд айатов
Корана,
противоречиво
или слишком
конкретно
описывающих
А., вызывал
многочисленные
споры среди
мусульман, а
также использовался
немусульманами
в
антиисламской
полемике.
Однако, с точки
зрения
мусульманских
богословов (и
здесь они
едины), эти
айаты
содержат
лишь кажущиеся
противоречия,
которые на
самом деле
являются
взаимодополняющими,
хотя и контрастирующими
друг с другом
элементами, описывающими
суть
взаимоотношений
А. и человека и
природу
самого А.
В Коране
многократно
говорится о
том, что все,
что делает
человек,
сотворено А.,
что все в
мире
происходит
лишь с ведома
А., по его решению
и приказу (см. ал-када’
ва-л-кадар).
Одновременно
всячески
подчеркивается,
что человек
ответственен
за свои
поступки,
прежде всего
за поступки
неправедные,
что на суде А.
каждый получит
воздаяние
согласно
своим
поступкам. Контрастность
этих
суждений об
отношениях
бога и
человека
стала
поводом для
многих сомнений
и споров. То
же самое
произошло с
сохранившими
элементы
образного
мифологического
мышления
аравийцев
айатами, где
об А. говорится
метафорически
как о
существе, имеющем
части тела,
как у
человека
(рука, лицо, глаза),
и
совершающем
человеческие
действия (сидит
на троне,
приходит и т.д.).
Учение об А.
стало
основой
мусульманской
религии и
богословия, а
догмат о
единственности
и единстве А.
(ат-таухид) главным
догматом
ислама, в
соответствие
с которым
должна быть
приведена
вся жизнь мусульманина.
Различные аспекты
природы А.
обсуждались
и разъяснялись
в хадисах, в
тафсирах, в
специальных
богословских
сочинениях
(см. калам).
Две главные
проблемы из
обсуждавшихся
— сущность
природы
Аллаха
(вуджуд
Аллах, ат-таухид)
и природа его
деяний (аф‘ал
та‘ала, ал-‘адл).
Большое
внимание
уделялось
роли разума в
познании
божества, но
главные
дискуссии на
протяжении VIII—XII вв.
вызывала
проблема
качеств
(атрибутов) А.
и их
соотношения
с его
сущностью.
Традиционалисты
требовали
принимать
содержащиеся
в Коране
упоминания о
качествах А.
без
рассуждений би-ла
кайфа (см.
ал-хашавийа,
ат-ташбих).
Другие
течения VIII—IX вв.
стремились
очистить
ислам от
элементов,
казавшихся
им
отклонениями
от чистого единобожия,
и отрицали
существование
у А. качеств
или
толковали их
символически
(см. ал-джахмийа,
ал-му‘тазила).
С IX—X вв.
распространились
представления
о реальном
существовании
у А. свойств,
неразрывно
связанных и
слитых с его
божественной
сущностью;
иногда их
понимали как
«состояния»
этой
сущности,
одновременно
и существующие,
и
не-существующие
(см. калам, хал,
ал-Аш‘ари, ал-Матуриди).
В связи с
божественными
качествами
особое
значение и
распространение
приобрели обозначавшие
эти качества
«имена» А. (см.
ал-асма’
ал-хусна) и
списки
качеств А.,
подразделявшие
их на разные
категории
(см. ас-сифат).
Предметом
разногласий
было
реальное содержание
таких
качеств А.,
как
«видимость»
(лицезрение
его людьми в
День суда и
праведниками
в раю см.
ал-джанна) и
«речь». С
вопросом о
сотворенности
или
несотворенности
«речи Аллаха»
связан один из
важных
богословских
споров VIII—X вв. — о
сотворенности
или
несотворенности
Корана (см. ал-Кур’ан).
Одной из форм
дискуссии о
качествах А.
было
обсуждение
возможных
толкований
(или отказа
от
толкования)
«антропоморфических»
выражений в
Коране.
Проблема «деяний»
А. — это прежде
всего
решение
вопроса о
том, как сочетать
принцип
справедливого
воздаяния А.
людям за их
поступки с
его
всемогуществом
и творением
им всех
человеческих
поступков.
Мусульманское
богословие,
по существу,
зародилось в
конце VII—VIII в. с
обсуждения
этих
вопросов (см. ал-кадарийа,
ал-джабрийа,
ал-мурджи’а).
Традиционалисты
отказывались
от окончательного
решения
проблемы,
исходя из
текстов
Корана и
хадисов.
Некоторые
богословские
школы
допускали
способность
человека
творить свои
поступки (см. ал-му‘тазила).
В X—XII вв.
сложилось
несколько
концепций,
примиряющих
конечную
зависимость
всякого поступка
человека от
воли
божества с
конкретными
действиями
человека по
осуществлению
этого
поступка
через «выбор»,
«приобретение»,
«способность
к его совершению»
и т.д. (ихтийар,
касб, истита’а),
т.е. через
диалектическое
понимание
зависимой,
или
«вынужденной»,
свободы
человеческих
поступков
(см. ал-када’
ва-л-кадар).
Многие
аспекты
проблемы
связи между
А. и людьми
нашли
развитие в
шиитских
воззрениях
на имамат (см. ил-имама,
аш-ши‘а, ал-исма‘илийа).
В суфизме
проблема
природы А.
стала рассматриваться
как проблема
пути
познания божества,
постижения
его сущности
не разумом,
но интуицией
через
внутреннюю
реализацию
таухида в
сердце
человека
посредством любви
(махабба),
упования во
всем на А.
(таваккул) и аскетизма
(зухд). Две
главные
суфийские
концепции
взаимоотношений
человека и А.
предполагают
нисхождение
А. в сердце
мистика (вахдат
аш-шухуд) и
растворение
человека в божественной
сущности
(вахдат
ал-вуджуд) (см.
также ат-тасаввуф).
Для
мусульманских
философов А.
был предметом
рассуждений
иного плана,
чем в богословии.
Они уделяли
главное
внимание
познанию
божества с
помощью
разума,
рациональным
доказательствам
необходимости
его существования.
Для них А. — высшее
и
необходимое
совершенство,
высший Разум
и высшая
Любовь. А.
творит мир,
воплощаясь в
нем через
иерархию
эманации (см. ал-фалсафа).
* * *
Лит-ра: ал-Газали.
Ихйа’ 1, 38–116, 4, 2–166, 216–325; ал-Багдади.
Усул ад-дин, 76–152; ан-Насафи.
‘Ака’ид, 28–33; ал-Джурджани.
Шарх, 465–544; Wensinck. Handbook, 17–18; он
же. Creed; он же. Les preuves de
l’existence de Dieu dans la theologie musulmane.
Amsterdam, 1936; A. Tritton. Muslim Theology. L., 1947; Gardet,
Anawati. Introduction; Watt. Free Will; Gaudefroy-Demombynes.
Mahomet, 241–284, Watt. Belief; D. B. Macdonald. Allah. — EI, I, 316–327; L. Gardet. Allah. — EI, NÉ, I, 406–417.
PDF-файлы Ключевые слова Аллах ИЭС
|